Судьба античной философии

Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христиан­ства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстини­ан запретил сторонникам античной философии препо­давать, иметь школы. Всем было предписано под стра­хом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.

Основные черты античной философии

1. Античная философия синкретична — это озна­чает, что для нее характерны б о льшая слитность, не-

расчлененность проблем, чем для последующей фило­софии. В современной философии проводится обстоя­тельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характер­ны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, рас­пространял этические категории на весь Космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее го­ризонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии.

3. Античная философия многого достигла на поня­тийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Одна­ко она почти не знает законов науки.

4. Этика античности — это по преимуществу эти­ка добродетелей, а не этика долга или ценностей.

5. Античная философия по-настоящему функцио­нальна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.

6. Античная философия,, как мы убедимся много­кратно, не канула в далекую для нас историю, она со­храняет свое значение и поныне.

основные выводы

• Натурфилософы видели единое многообразие ми­ра в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

• Школа Сократа — Платона развила концеп­цию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

Аристотель развил учение о форме, что позволи­ло лучше понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: