Христос посреди нас! Ежели сердце скорбит и радуется о Господе и ради Господа, то много пользуется и подкрепляется Его благодатью. Радость и печаль не о Господе и не ради Господа — не пользует, и последствия оной очень бедственны.
Любящим Бога все то ненавистно, что бывает не по любви к Богу. Но кто любит человека больше Бога, тот к человеку и стремится всей душой, и увлекается плотью, как порывистой рекой, в бездну, кипящую волнами, и, оставивши свет, бросается во тьму. Любить ближнего купно и по похотям плоти, и по духу — кто может? Сам Дух Божий возвещает нам, что дух противится плоти, а плоть противится духу: война до смерти! Спасение вечное состоит в том, чтобы Бога любить более всего, и более души своей, а ближнего любить ради Бога, как самого себя, и помнить и хранить так слово Божие, чтобы жить и мудрствовать не иначе, но как Господь наш и Бог Иисус Христос научает. Любить же и не любить то или другое зависит от произволения души, которая не есть машина, движимая и движущая невольно.
Кто ропщет на Бога и обвиняет Его, говоря, что Он причиною его малодушия и нетерпения, тот подражает и угождает тому змию, который в раю оклеветал Бога пред женою; а следствием сего было то, что она поверила обласкавшему ее клеветнику и преступила заповедь Божию.
Господь грешника призывает на покаяние чрез смирение и труд, чрез пост и молитву; но змий, дух лукавый, шепчет к его сердцу: не трудись; Господь милостив;—только воздохни, и помилует. Уклоняющиеся же от Господних повелений слушают змия. Напротив того, спасающиеся о Господе не смехом и шутками спасаются, но идут в след Христа тесным и прискорбным путем; между тем как неспасающиеся гуляют по изволению сердца своего и идут путем пространным; не рассуждая о том, что заповедано Богом и не веря Его праведному воздаянию комуждо по делом его. Подлинно милостив Господь, и дарует прощение, но кому?—Только обращающимся и кающимся в сокрушении и смирении сердца.
Ничего нет опаснее, как льстить себя тщетною надеждою и отлагать исправление свое до завтрашнего дня, а сегодня жить как нибудь: и числа нет, сколько таких самоласкателей похищено неожиданною кончиною!—За гробом уже поздно каяться. Всегда надобно быть осмотрительным и разбирать мысли и желания свои. Господь зовет к Себе: се время благоприятно: се день спасения! Дух же лукавый отвлекает к себе и влагает помышление: еще успеешь, время не ушло: куда тебе спешить? Насладись еще всяким по плоти утешением, и тогда покаешься; и так обольстивши, похищает соизволяющую его советам душу...
Видите, что спасающимся о Господе надобно помнить слово: блюдите, како опасно ходите, и всегда быть осторожными.
Августа 8-го, 1835 г.