К В.В.Г. Я радуюсь, что вы пошли в мона­стырь для спасения своей души; слава Богу

Я радуюсь, что вы пошли в мона­стырь для спасения своей души; слава Богу! Внимайте ж своему спасению; не смотрите на других, небрегущих о должном благоговении... Не презревши воли сердца своего, не­возможно жить по воле Божией. Душой моей душу вашу убеждаю и сердечно говорю: не вдавайте себя в такую привязанность, чтобы безотвязно быть влачимою по разным путям всякой продерзости и неблагочиния. Не вда­вайтесь таким вождям, которые и сами не ви­дят, куда идут, безостановочно следуя туда, куда ветер желания увлекает их по беструдно­му пути. Труден для таковых путь истинный, потому и не прилежат идти по нем.

Сердцем моим сердцу вашему, по духу сострадания, теперь предлагаю мое проситель­ное и вместе спасительное слово от слова Бо­жия. «О разумом одаренная сестра моя! пленяй разум твой в послушание Христово; подражай благонравию святых мужей и жен, которых благоугождение Господу Богу засвидетельст­вовано Святым Писанием; открывай пред се^я всякий день жизнь их; внимай, подражай им; слушай их, право прошедших, и ревнуй им, презирая противящееся умствование осуетившихся душ, которые мнят благоугождать Богу, сообразуясь с обращениями мира сего, и не ра­зумеют, что противоследуют повелению Духа Божия: не сообразуйтеся веку сему».

А это повеление дано всем христианам всякого состояния; особенное же блюдение оного предлежит христианам, особенно посвя­тившимся Богу. Все мысли ваши посвятите при­лежному прочитыванию святых книг; в них вы видите, как скромно и благоговейно проходили чин монастырского установления спасающие­ся мужи и жены. При усердном внимании ва­шем вы лучше познаете, как и чему должно по­виноваться, как и чему должно противостоять, хотя бы и весь мир на вас восстал за ваше пре­зрение его воли и уклонение от пагубного по­слушания. Ваша целость духовной мудрости неви­димо другим заключается в единственном хра­нении слова Божия: более всего любить Бога и любить ближнего, как себя. И мир имеет свою любовь, враждующую на Бога; но истин­ной любви образец представляет в Себе Хрис­тос: да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы (Ин 13, 34). А Он возлюбил учеников Своих и всех человеков не в сладости, не в радости, но в горести и скорбях, в трудах и слезах и был прискорбен даже до смерти — смерти же крестныя, поноснейшей между разбойниками. Вот в какую сострадательную друг к другу лю­бовь вводит нас Господь! Он объявляет нам: аще кто слово Мое соблюдет, той есть любяй Мя (см.: Ин 14, 23); любяй Мя творит заповеди Моя (см.: Ин 15,10). Видите свидетельство Хрис­товой любви: теперь видно вам и послушание, которое состоит в точном соблюдении слова Божия.

Благодарю вас за сознательность вашу: вот вы и сами чувствовали, что делали недолж­ное, из послушания рабствуя вольному нраву N. N-ны. Сознаю и я вам поистине, что такое послушание бедственно и отводит от должного послушания слову Божию. Послушание спаси­тельно, когда бывает ради Бога; но оно же и па­губно, когда оное оказываем ради угождения страсти человеческой. Буди Божий страх на сердце вашем! Искренностью сердца пишу вам: вразумляйтесь словом истины, любезная сестра моя. Взгляните на прельстившуюся в раю пра­матерь нашу Еву, ведь и она беспрекословным послушанием тому, что ей ласкало и обольщало слух, преступила заповедь Божию, когда, скло­нясь в разговор с ложно ласкательствующим духом, произвольно отпала от послушания воле Божией, а чрез сие лишилась райского божест­венного наслаждения. Вот какое наказание за послушное соизволение внушению против сло­ва Божия! Диавол вошел в змия и склонил Еву в послушание прелести.

Так в объяснительном моем разговоре с вами открылись два рода послушания — одно другому возбранительное и противное; и по­слушание, противное Богу, не явно, кажется, но, окрадывая чистую, благую мысль и приме­шивая нечто лукавое под красным видом доб­родетели, пленяет неосторожную душу в недо­брое делание.

Любезно предлагаю вам, не угодно ли рассмотреть себя при первом вступлении в тепе­решнюю вашу келью: не искушается ли сердце ваше довольно явным уклонением от спаситель­ной привязанности к слову Божию, к чтению святых книг? Кажется, вам мешает другая при­вязанность, более склонная к твари, нежели к Творцу. Не говорят ли вам на ухо посторон­них слов, коими отвлекается от души божест­венное речение? Не внушают ли вам, к ослабле­нию ревности вашей, чтобы вы не вдруг на небо возлетали, так как вы еще молоды? Так неблаго­мыслящие отводят влево, в противную сторону, живущих нерадиво и почитающих себя в таком небрежении смиренными. Такого пагубного смирения должно страшиться. Отчего им не­приятно, ежели вы прилежно читаете книги или часто уединяетесь для молитвы? Причина та, что сим обличается их жизнь, невнимательная к спасительным средствам. Они не представля­ют того, что много моложе вас показали вели­кие подвиги в посте и молитве прославленные Богом, любовью совершившиеся девы. И кто же из этих людей, отвращающих вас от должного подвига, может удостоверить вас, что вы дожи­вете до старости? Да мало ли есть стариков, не начавших еще и младенчествовать в жизнь вечную? Какое многое множество душ, пре­небрегших свое спасение, восхищается в пагубу вечную! Ах! не внимайте вы уклоняющим вас от спасительного речения; будьте свободны от вредной вам привязанности к ним; рассуж­дайте здраво: «Вот смерть! что ж тогда про­изойдет из этой привязанности? Скорбная и не­сносная развязка — разлука вечная, томление души, смущение, отчаяние и конечная погибель слепо пристрастившимся друг к другу!» Будьте свободны словом Божиим от та­кой пагубной привязанности! Повсечасно пре­давайтесь единому Богу, всегда нас могущему утешить, обрадовать и вечно спасти. Покров ваш — Матерь Божия да покроет вас от всяко­го неистового и ложного послушания, предла­гаемого прельстившимся! Благоговейте ко Вла­дычице, да владычествует над вашим сердцем благодать Ее! Усердствуйте навыкнуть благопотребному правилу молитв, чтению житий святых, слушанию в церкви слова Божия и сми­ренному стоянию с покорным преклонением главы для удобнейшего внимания и избежания видимых соблазнов. Уверяюсь преданностью вашего сердца о Господе, что такое навыкновение благочестию будет вам любезно, будет пленять вашу душу в любовь к Богу,— и вы нимало не пожелаете в киевскую дорогу. Молитва возвратила вас от намеренного, предприятия. Припоминаю вам слова покойного дядюшки вашего, Василия Фе­доровича Голофеева. Он мне говаривал, что «повсюду слышно — одни говорят: "Мы поедем в Киев", другие — "в Ростов", иные — "к Соло­вецким"; но какими отъезжают, такими же и возвращаются; и не слышно, чтобы кто сказал: «Я переменил жизнь свою из подражания Божиим угодникам». А ездящие из одного обы­чая, не подражая нимало жизни святых, не на поклонение ездят или ходят, а только на ос­корбление угодников Божиих; ибо бесстрашием и нерадением о своем спасении оскорбляют их». Вы можете приятно пользоваться сим замеча­нием почивающего в Задонском монастыре смиренно и терпеливо потрудившегося старца.

14 мая 1827 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: