Возлюбленная сестра о Господе! С. В.
Мысль благая возвещает в сердце вашем в сию минуту: Христос посреди нас!!! Аще два или три собраны во имя Его, ту есть посреде их. Иже везде сый и вся исполняяй смиряющееся ваше сердце да исполнит надеждою вечных благ за претерпение временных прискорбий.
Соусердствующий вам о Господе, непотр. раб Егор.
25-го Октября, 1885 г.
К А.П.Р.
Потерпите, ради Господа, в болезни вашей. Милосердый Господь знает, как и чем нас призывать к Себе. Болезнями душа очищается от многих грехов,— и еще от таких, которых мы и за грех не признавали. Душа, безропотно претерпевающая болезни, удостаивается мученического венца. Божие посещение болезнями приготовляет душу к вечному блаженству.
Болезнями душа приводится в сознание грехов своих, как она оскорбляла имя Господа, и чрез сие размышление приходит в чувство совершенного покаяния. Она уже не просит Господа о телесном здоровье, но плачет и умоляет об отпущении грехов — и тогда Господь, видя ее смирение и безропотное терпение, милостиво ее разрешает и приемлет в радость вечную, где всех веселящихся жилище; которые здесь в жизни своей плакали, гонимы были от своих и от чужих и всё претерпевали безропотно ради Господа,— те там вечно радуются и веселятся с Ангелами в Царствии Божием. Дай Бог и вам такое здоровье, в котором бы весело увидели невечерний свет блистающего Христа и здесь и там в непрестанном радовании.
Апреля 27-го дня, 1824 года
К А.П.Р.
Дом ваш теперь — больница; любящие смеяться оставили болящих: ведь скучно быть с больными не имеющим сострадательности. Видите ли перемену тех, которые посещали вас не для вас, но для себя и своего удовольствия? Не удивительно! В изменяемом мире ничего нет неизменного, все изменяется. Ах, как все это видимое непостоянно! Обратимся, матушка, к Невидимому, призовем Его в сердце своем: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!
Января 13-го, 1825 года
А.Н.Ш.
Слезы ваши и скорбь сердца да покроются утешением от Господа, милостиво призирающего на сокрушенных сердцем. Матушка, радуйтесь о Господе, что Его благость спасающейся душе вашей попущает во временной жизни сей иногда и очень много быть прискорбной: да приидет плачущая душа в утешение и радость небесную, превосходящую без сравнения всякое земное утешение; и радости оной не будет изменения, не будет конца. — Никто ничем приятно утешать так не может прискорбное и плачущее сердце, как самое слово Божие! Благодарю вас за искренность вашу; искренним же словом сердца моего прошу вас уклоняться от странных предрассудков людей неблаговоспитанных, которых мудрость не сообразуется светящему во тьме Слову Божиему, и которые мнят все знать, и не ищут чрез крайнее смирение любовью Христовою прийти в разум истины. Таковые сами виною своего отпадения: на них исполняется слово Священного писания, что зависть приимет люди ненаказанные. Прошу вас, в силе любви ко Христу Сыну Божьему, читать сочинения Святителя Тихона Задонского; особенно замечательна 353 страница в 7-й части, где изъясняет он истинное благотворение и истинную милостыню единственно из любви ко Господу!— Да и вся статья эта влечет душу на особенное утешение. Матерь Божья, покровительствующая страждущим, да сохранит вас и все семейство ваше и служащих вам под Своим покровом.
22-го Сентября, 1833 г.
А.Н.Ш.
Не унывайте, когда угодно Господу призреть на вас и посетить вас во спасение ваше скорбями: это истинный путь от мирских сует к Царствию Божию. Больно сердцу чувствовать какую-либо обиду, наносимую от сопротивного, но должно увериться, что это попущением Божиим бывает ради спасения и вознаграждения за претерпение многих скорбей неизреченной радостью, когда Господь благоволит утешить вас свыше, по великой Своей милости. Во время же душевной грусти и прискорбности вы всем сердцем обращайтесь к покровительству Божией Матери: Она радость всех скорбящих. Имея желание угождать Богу, необходимо нужно уклоняться от всякого празднословия и заниматься, во славу Божию, хозяйственным благоустроением и попечительностью о благонравии всех, находящихся при вас в дому вашем,— при помощи Божией это возможно.
Дай, Господи, положить начало благое и достигнуть благого конца, чтобы удостоиться вечных благ. Божией милостью соусердствующий вам о Господе,
непотр. раб Егор
Мая 3-го дня, 1835 года
К М.М.
Милостивая Государыня! Царствие Божие внутри вас есть. Сие царствие—неизреченный свет! Оно является в блюдении сердца от гневных порывов в действующей душе, в целомудрии и чистоте. И многими скорбями подобает войти в него! Нехотящие произвольно поскорбеть будут и невольно скорбеть; но уже—без отрады, без конца. А заповедь взаимного обращения вам известна; Иисус Христос глаголет: елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде.
24-го Февраля, 1824 г.
7-й день вел. поста.
К М.М.
Непотребный раб силится изъявить вам свое сострадание о Господе. Услышав, что очень бывает вам прискорбно, прошу вас, вообразите только, что вас ожидает другая, лучшая жизнь, и рассмотрите, сколько лет протекло вашей жизни? и о чем скорбели, то, было ли на пользу? Человек ничего не может полезного сделать о себе. Все должно вверять промыслу Божиему и умолять Господа, чтобы призрел на страждущую душу оком милосердия. Скорбеть о своих согрешениях очень полезно; но печалиться о каких-либо временных вещах — великий вред. Надобно верить Господу и повиноваться воле Его: Он умеет нами управлять.
24-го Февраля, 1824 г.
К М.М.
Слава Богу о всем! Радуйтесь о Господе, благоустрояющем наше спасение! Уныние — смертный грех! Должно верить, что ни один волосок не погибнет без воли Божией. Какая вам польза в том, что безмерно вдаетесь в соболезнование и без всякой потребности мучите себя мечтаниями и всяким пылким воображением о будущих приятностях и тем напрасно сожигаете свою душу? Будущего еще нет, и неизвестно, будет ли оно по вашему мнению. Будто вы могли предусмотреть премудрое Божие строение? Из злополучия износить благополучие и печаль претворять в радость — есть дело Божие! Плакать должно только об одном: что мы всякий час прогневляем милующую нас благость Всевышнего, не следуя и противяся святой воле Его. А прочее все — ничто! Не стоит слез! Надобно повиноваться Божию Промыслу.
Застрадалась ты, любезная сестра моя, до чрезвычайности, потому что в мыслях своих увеличиваешь свои неприятности, а они, право, не так велики, как ты их себе представляешь; притом же очень маловременны, изменяемы и ничтожны. Не должно всякому слуху верить, хотя бы и лично вы слышали: ибо что человек от своего сердца и помышления говорит, то всего чаще бывает ложно, непостоянно и суетно: в один час десять раз могут измениться и сердца, и мысли, мечтающие о земных удовольствиях!
В небесных уроках исключены все такие задачи. В животной книге первый урок — вера, которою можно горы переставлять; второй — надежда, указующая на Господа, Который среди бурного моря спасает святого Петра, кротко обличая его маловерие: почто усумнелся еси (Мф 14, 31)? Третий — любовь, не мыслящая зла и николиже отпадающая от Господа: в трех сих уроках вся содержится небесная наука!
О любезнейшая о Господе сестра моя! Иго Господне благо и бремя Его легко — для тех, которые идут путем тесным и прискорбным, но услажденным превысочайшею любовью! Скажу вашему сердцу душевное слово, содействуемое истиною: истинные любители небесной славы более всего, более своей жизни любят всей душой и всею мыслью Единого Господа Иисуса Христа и непрестанно именуют и призывают Его в сердцах своих; прочих же не так любят, но уже ради Его и любят всех, как себя, не исключая и врагов своих. Вот истинная и нелестная любовь! Она объемлет всех; сострадательна ко всем разумно и плачет о тех, которые не понимают ее и произволением своим уклоняются в неистовую и низкую любовь или в страсть нечистых пожеланий, мерзких пред Ангелами и смрадных пред чистейшим Духом! Горе душе, исполненной такого зловония! Горе ей, изнуряемой страстным томлением от бесовских мечтаний! Горе ей, носящей в себе терзания совести, помрачение ума, трясение и мятеж чувств! Таковые души не имеют в себе страха Божия, но пугаются и боятся всего, всегда поражаемые адским страхом. Смерть грешников люта (Пс 33, 22)! Уповающие же на Господа не грешат. Но кто мнит себя безгрешным быти, тот прельстился.
Будь благодушна, возлюбленная сестра! Веруй, что Господь более любит твою маменьку, нежели ты, следовательно,— и попечения о ней имеет более. А ты излишним состраданием навлекаешь новое страдание своей маменьке: она видит чрезмерную твою привязанность, которая для сердца есть болезнь, и тем не усугубляется ли ее страдание? Оно столько отягощает свободу души ее, что даже и на час отсутствие твое уже делается для нее нестерпимо. Не оскорбись на меня, любезная сестра; сама рассуждать можешь о правости души и сердца своего: любишь ли ты столько Бога? Но Его более всего любить должно. А любовь к Богу доказывается делами, словами, мыслями и всевозможным исполнением заповедей Его. Большая любовь к Богу может уничижить в сердце вашем всякую скорбь и облегчит страдания вашей маменьки. Но чуть ли не все те прельстились, которые, мечтая в мыслях своих, что они любят Господа, самим делом и терпением доказать того не хотят. Любовь к Богу облегчает печали, услаждает горесть: сладко ли вам внимать сему? Ах! прошу вас читать стихословие святителя Димитрия; а ежели нет у вас «Алфавита духовного», то слушайте Давидовы песни: они будут вам отрадою.
Благодарю вас, что вы полюбили о Господе добрую старицу Евфимию Григорьевну. Об Ангелине я вторично просил игумению воронежскую, чтобы не оставила ее призрением; и таким образом будем действовать до гроба. Мы не будем отвечать за то, что не приняли наших благонамеренных предложений, и советов, и просьб; но за отвержение и презорство спросится ответ с тех, кои презирают должное по уклонению своему в сопротивность. Должно советовать, и утешать, и предлагать все полезное, несмотря ни на пороки, ни на лица...
Ничто столько не было мне приятно, когда я обращался в мире, как должное почитание, оказываемое родителям от детей. А о тех, которые не почитают своих родителей, мне очень больно слышать! Больно также и о тех, которые отца или мать любят паче Господа.
Июня 14-го, 1824 г.
К М.М.
Святого Димитрия Митрополита прошу, да поможет мне утешить требующую истинного утешения любезнейшую вашу маменьку. И вот сим взыванием Святителя душа, дышущая верою и любовью к Господу, очень может утешиться: „Любовью твоею божественною да уязвлено будет сердце мое, о, Боже мой! Да взыщу день и ночь Тебя, Господа моего, да всею душою моею к тебе присоединен буду. Да огнем ожжена и палима будет душа моя божественным твоим желанием; да снова сие будет душе моей в утешение, да снова сие будет в тихое пристанище и непреложный покой. Все желание и утешение мое в Тебе едином да будет, Господи! Да весь в божественную любовь Твою углублен буду и, соединен быв, никогда от Тебя, Господа моего, отлучаюсь".
Ищите Господа — и жива будет душа ваша. Самое полезнейшее учение — познавать себя. Правда от Бога, а ложь — от дьявола. Близ Господь всем призывающим Его в истине. Охотно надобно сносить прискорбия; ибо над нами растут добродетели, как розы, цветущие меж тернием. Непременно нужно навыкать чистоте сердца, чтобы увидеть Бога.
Желающий вам о Господе всякого спокойствия,
н. р. Георгий.
К М.М.
Радуетесь ли вы о Господе, когда бываете посещаемы скорбями? Ведь многие скорби означают прямой путь в царствие Божие. Ангелы радуются об идущих сим путем: поэтому торжествовать должно и радоваться всем сердцем. Но, ах! лишение земных благ нам кажется лишением жизни, и не помним, что в аде некоему сказано в ответ: воспринял если благое твое в животе твоем, здесь же страждешь; и это страдание уже конца не имеет — вечно!.. страшно и ужасно!
От самого помышления содрогается сердце! Что же будет, если не хотим и маловременного оскорбления равнодушно потерпеть? Не думаю, чтобы роптание облегчало скорбь: легче терпеть молча! Кротким Господь дает терпение. Ни о чем не надобно скорбеть, как только о грехах: они разлучают нас с Богом; лишают небесного царствия и повергают в геенский огонь. Вот о чем следует плакать и сожалеть, сокрушаться и каяться! А о том, что в глазах людских представляется неприятностью, зачем много печалиться? была бы совесть чиста в глазах сердцеведца Бога! Мир не обвинит, когда Господь оправдает; также люди и оправдать не могут, если Господь обвинит. Видите, где милости искать должно! У единого милостивого человеколюбца Бога... Одному ему благоугождать следует, и более бояться — нечего. Смертные на то и рождены, чтобы умереть. Что же в том странного, или страшного, что не по нашему желанию переселяются в вечность, один прежде, другой после, как кого Господь потребует, — в молодых летах, или в старых? Наше дело повиноваться и не роптать на Его святой промысел.
Это я искренно говорю, к самому сердцу; самой душой, а не телом взаимный разговор наш должен продолжаться. Тело не мыслит; земля земле предана будет; а душа с мыслями и делами предстанет на свое обличение. Ах! Надобно здесь, каяться, чтобы там не быть судимым! Хорошо тем, которые здесь никого не осуждают, и сами там не осудятся! Господь сказал: не судите, да не судимы будете. В собственную предосторожность объясняюсь вам: если мы не будем здесь ни о ком худо говорить и судить и станем воздерживаться лишних слов и разговоров, то Господь нас, по Своей милости, не лишит и небесного царствия и удостоит там быть и единодушно радоваться. О неизреченное блаженство! Когда мы тебя достигнем? Когда мы от сего многомятежного мира переселимся? Когда дождемся премирного Ангела, разлучающего душу от тела? Душа, небесною любовью пленившись, сейчас бы летела к превыспренним чертогам! — Но еще не час! пребудь в темнице тела, пока не получишь приказания. Очень мало еще терпела. Однако не замедлят; позовут и нас!
Господь велел готовиться на каждый час... Будем друг о друге взаимно молиться, чтобы в вечности не разлучиться; а здесь потерпим, кому случится. Спасайтесь о Господе!
8-го Августа, 1824 г.
К М.М.
Слава Богу о всем!
Собеседование о средствах ко спасению и все, что относится к душевной пользе, не есть многословие; ибо таковыми благорассуждениями словесными истребляется грех, когда действуем по учению Христову. А многословие, в котором царствует грех, есть непотребный разговор, противный благомыслию! В таких разговорах умножаются неприятности, кривые толки, худые суждения и презрение ближнего.
Благодарю вас за уведомление о том, что вы, испрося милость Божию, примирили с вашим братцем прогневанного покровителя вашего семейства. Молодому человеку нужно продолжать служение; а праздностью нередко упраздняется и самое благонравие. Никак не должно опускать благоприятного времени к лучшему достижению истинного блага.
Болезненное страдание вашей маменьки ежели может облегчаться вашими услугами и присутствием, то вы имеете случай этим благоугодить Господу. О любезная сестра! Когда вы сострадаете болезнующим и соучаствуете скорбящим, неся вместе и свои скорби, то вы истинно прямой дорогой следуете к Царствию Божию. Да благоустроит Господь спасительное вам спокойствие в терпении вашем! Чего себе и вам искренно желаю.
Когда найдет на меня грусть и скука, тогда является приятная мысль и напоминает мне, жаждущему утешиться: «Ведь многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие (Деян 14, 22)! И ты ли ищешь здесь утешения? Представь себе, сколько понесли трудов и озлобления, гонений и поношения все благоугождавшие Богу? И наконец увенчаны небесною славою!
А святые мученики, между которыми сияет и Ангел твой — святой великомученик и Победоносец, какие Великие и ужасные претерпели мучения за дерзновенное исповедание и прославление Господа Иисуса Христа! Ах! Представь себе ту минуту, в которую оплевали и ударяли в лицо Того, Который воскрешал мертвых и слепым давал глаза; Который небо и землю создал одним словом! Все это и бесчисленные страдания претерпевал Он в молчании, а наконец был распят и прибит гвоздями! Вот что Он претерпел для нас! И мы ли ради Его не хочем потерпеть маловременных скорбей?»
Такое напоминание действительно успокаивает душу и укрепляет меня к продолжительному терпению. О возлюбленная сестра! стойте не колеблясь в преданности Богу и не уклоняйтесь от Его заповедей: Он хочет, чтобы их мы исполняли по всей возможности, в каком бы состоянии ни находились. Святой Хранитель Ангел да укрепит вас и вашу маменьку в благонамеренном терпении о Господе!
22 сентября 1824 года
К М.М.
Известно вам о плавании по морям: когда бури ломают мачты и рвут паруса, тогда люди, в смертном страхе, посылают вздохи в небеса и тем умоляют Бога. Переменяется погода и бывает тишина! Представьте же радость освещенных солнцем: каким весельем блистают их глаза! Друг друга поздравляют с новой жизнью, с прошедшей смертью... Помыслите, сколь радостно тогда!..
Слава Богу! Вы теперь в тишине: отдохни здесь душа, умученная мирскими волнениями! Господь благодействовал тебе: обратись, душа моя, в покой твой; забудь все, что смущает тебя. Помни одно лишь то, чем веселится сердце и животворится дух. Да возвеличится Христос в сердцах наших! Молимся: Господи, дай мне мысль благую—на дела благие, да благоугождаю Тебе Единому в терпении. Спасайте же свою душу! Каждый за себя даст ответ. Не обращайтесь на прежние суетные мысли и мнения; радуйтесь о Господе. Надежда — Бог! С терпением все благоустроится на пользу вашу. Вы и прежде терпели, но ради мира; теперь же ради Господа. Вы счастливы! У вас нет печали, всю возложили на Господа. Слава Богу за все! Теперь блюдите сердце ваше ради Господа. Мир вам и спасение милостью Божиею!
Июня 13-го, 1829 г.






