double arrow

К Н. М. С

Книги ни от кого не скрыты; спа­сайтесь по ним, желающие спастись. Иисус Христос хощет всем спастися и в разум истины прийти. Спасение — премудрость! А начало премудрости страх Господень (Притч 1,7; Пс 110, 10). Кто не имеет страха Божия, тот не может разуметь и истины.

Многие читают, как орехи перебира­ют,— один только шум делают, но не грызут. Слово, как орех: его надобно раскусить креп­ким и острым зубом — то есть здравым разумом, и видеть, есть ли ядрышко; ведь много есть пустых, гнилых; для этого надобно иметь глаза чистые,— то есть ум, который может ви­деть гнилые и пустые слова и отвергать их прочь! И все это — одна только наружность и виды, но еще до внутренней силы не дошли. На­добно вкусить то, что кажется хорошо и прият­но по видимости,— на это нужно иметь про­стой и здравый вкус, то есть простое сердце и беспристрастную мысль. Как ядрышко бывает по наружности хорошо и думается быть слад­ко, приятно, вкусно, но лишь только вкусишь, ан горько! — так и при чтении книг: сочинение кажется хорошо, слог приятен, слова мягки, содержание нарядно, объяснение красиво. Кажется, не расстался бы с таким утешением, даже чувства тают! Но лишь только опытным смыслом вкусишь — ан тут ересь, вся испещ­ренная священными словами и по видимости соглашенная с догматами.

Вот в этом-то неискусный ум пленяется, любезная сестра моя, и набивает полную голо­ву подложною святостью, как неискусный про­стачок свой кошелек фальшивыми монетами: он тоже собирает вместо золота и серебра ядо­витую медь и непотребное олово. Яд в меду приметен ли? О нет — он прикрывается сладо­стью и прельщает вкус наш.

О горе мне сластолюбцу! Много, много повреждаюсь чувственными утешениями!

Уклонение к земным отлучает от небес­ных, а отвращение от оных и скорбное терпе­ние сближают с Царствием Божиим. И кто не ищет прежде всего Царствия Божия, тот ниче­го не найдет. Члены, покоящиеся в земных на­слаждениях, не могут быть членами Главы, увенчанной тернием. Здешняя наша жизнь ко­нечна и маловременна; но мы в забвении самих себя живем, как бессмертные!

Представьте себе: вот теперь вы читаете сии строки, или действительно невидимая душа ваша беседует с моею душою, и так мы оставляем сердечный разговор о спасении; и ежели бы не изменилось сие, то и остались бы вечно в сем состоянии; подобно и последняя минута жиз­ни, в чем кого застанет, в том и представит на Страшный Суд! Спасайтесь о Господе! Любовь прощает множество грехов! Готовьте сердце ваше к приятию Христа! Да укрепит вас святой Ангел в смиренномудрии и кротости. Помяни­те и мою худость пред Господом!

Вас благодарящий за усердие —

непотребный раб Г...

22 марта 1824 года

Е.П.

Вот что пишет Святитель Христов Тихон: „духовная мудрость во всем разнится от плотской или мирской. Плотская мудрость горда, духовная смиренна; плотская мудрость самолюбива, духовная Боголюбива; плотская мудрость нетерпелива и злобна, духовная терпелива и кротка; плотская мудрость непримирительна, духовная мирна; плотская мудрость немилостива, духовная милостива и исполнена благих дел; плотская мудрость ненавистна, завистлива, духовная любительна; плотская мудрость лукава, лестна, хитра, духовная простосердечна, истинна, чистосердечна; плотская мудрость неправдива, духовная правдива, плотской мудрости смирение, поношение, страдание и крест Христов есть буйство, духовной есть великая премудрость. Так и в прочем духовная мудрость плотской противится".

16-го Ноября, 1824 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: