Антикризисное финансовое управление, сущность и классификация финансовых кризисов

Антикризисное управление в широком смысле-это система управленческих мер по диагностике, предупреждению,нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.Другими словами,это системное управление тем или иным объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису. В узком смысле антикризисное управление- это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства.

Меры по предотвращению банкротства пред-я связаны с эффективным управлением его финансами и производством,правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация как досудебная,так и судебная представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности. Выбор стратегии предотвращения банкротства зависит от системы управления финансами на предприятии. Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами предприятия.Основой этой системы должен быть финан.анализ,по итогам которого пред-е имеет возможность давать регулярную оценку своего финан.состояния. Главные направления этого анализа:

1) оценка состояния имущества пред-я и источников его формирования,а также показателей структуры капитала

2) оценка состояния оборотных ср-в,определение их достаточности и на этой основе типа финан.состояния

3) выявление тенденций,связанных с оборачиваемостью ср-в на пред-и

4) определение степени ликвидности и платежеспособ.пред-я

5) выявление тенденций рентабельности

6) главное в стратегии предотвращения банкротства пред-я,в решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами, особенно управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Также немаловажное значение имеют выбор основных направлений амортизационной, инвестиционной,дивидентной политики на рынке ценных бумаг.

Если в результате анализа выявлено кризисное положение пред-я,то необходимо применять меры антикризисного управления.

Риск-это вероятность наступления негативного события.В применении к фондовому рынку, понятие трансформируется в финансовый риск-это вероятность финансовых потерь,в будущем в результате проведения каких-либо операций в финан.сфере сегодня.

В настоящее время сущ-ет множество классификаций рисков на фондовом рынке по различным критериям. Для характеристики акций как инструментов инвестирования чаще всего исследуются:

-кредитный риск эмитента

-риск ликвидности актива

-рыночный (системный)риск

-операционный риск

Основными видами рыночных рисков являются:

- инфляционные риски

-процентные риски

-ценовые риски

-валютные риски

Кризис - это резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротства предприятий, рост безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям.

По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах.

Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство.

Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики. Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. В частности, речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках. Так, финансовый кризис - глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах (когда расходы государства превышают его доходы). Крайним проявлением финансового краха является – неплатежеспособность государства по иностранным займам (во время мирового экономического кризиса 1929 - 1933 прекратили платежи по внешним займам Великобритания, Франция,

Германия, Италия. В августе 1998 г. финансовый кризис огромной силы разразился в России.

Денежно-кредитный кризис - потрясение денежно-кредитной системы.

Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также снижение нормы банковского процента.
Валютный кризис выразился в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценивании валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).
Биржевой кризис — резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.
Кризисные явления в экономике могут охватывать отдельные, но взаимосвязанные сферы, это - конвергентные кризисы. В таком случае изменению подвергаются параметры, характеризующие раз конкретной сферы, отрасли экономики. В результате эти кризисы способны усиливать друг друга и, в конце концов, превращаться в так называемый системный кризис, охватывающий экономику в целом, что выражается в соответствующем изменении макроэкономических агрегатов.

Конвергентные кризисы могут существовать изолированно, не привлекая внимания, то есть в этом случае их присутствие в экономике выражается в снижении качество отдельных подсистем без существенного влияния на макроэкономические показатели.

По регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени.
Циклические кризисы - это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и

Трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.
Промежуточные кризисы - это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, прерываются на

каком-то этапе, носят локальный характер, являются менее глубокими и менее продолжительными.

Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникновения.

Отраслевое потрясение охватывает одну из отраслей народного хозяйства и вызывается изменением структуры производства, рушением

нормальных хозяйственных связей и др.

Аграрный кризис — это резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию). Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием природных факторов, упущениями в организации труда, технической отсталостью, несовершенными системами землепользования и землевладения и т. п. Аграрные кризисы отличаются продолжительностью и антицикличностью.

Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастание межотраслевых диспропорций в общественном производстве (однобокое и уродливое развитие одних отраслей в ущерб другим, ухудшение положения в отдельных видах производства) и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства.

Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности, народного хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в угольной, сталелитейной, текстильной,

судостроительной промышленности.

Сезонные кризисы обусловлены воздействием пригодно-климатических

факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В

частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива.

По характеру нарушения пропорций воспроизводства.

Здесь выделяются два их вида.

Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

Кризис недопроизводства товаров острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

90. “Налоговое планирование:понятие, методы. пределы»(не полный)

Налоговое планирование-это законный способ оптимизации налоговых обязательств с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения налоговых платежей.

Сущность налогового планирования-признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства,приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование является составной частью стратегич.планирования предприним.деят-ти, бюджетирования,формирования и обоснования бизнес-планов.В данном аспекте основной целью налогоплательщика является не противодействие фискальной системе государства,а высвобождение активов для дальнейшего их использования в предприним.деят-ти хозяйствующего субъекта.

В налоговом праве сущ-ет классификация причин,побуждающих налогоплательщика сократить налоговое бремя.К ним относятся:

-политические

-экономические

-моральные (нравственно-психологические)

-технико-юридические причины

Уклонение от уплаты налогов-это несвоевременная уплата налогов,непредставление деклараций и др. документов,незаконное использование налоговых льгот и т.п.При незаконном уменьшении налогов или уклонении от уплаты налогов применяются способы,при которых эконом.эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий,т.е. действий,прямо нарушающих нормы законодательства.

.1 Понятие налогового планирования

В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.

За период рыночных преобразований российской экономики (около 15 лет) произошла эволюция представлений и практической реализации приемов налогового планирования.

В 90-е годы прошлого столетия рекомендации специалистов и практиков отличались использованием, как правило, отдельных приемов и способов принятия управленческих решений, минимизирующих налоговые платежи. Понятие «налоговое планирование» отождествлялось с минимизацией налоговых обязательств и платежей. Было введено определение, где налоговое планирование рассматривалось как легальный путь уменьшения налоговых обязательств, под которым понималась целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель минимизации налоговых обязательств превалировала при выборе вариантов ведения хозяйственно-финансовой деятельности.

Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах: наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество принимаемых решений.

Трансформировалось также понятие налогового планирования. Так, В. Г. Пансков и В. Г. Князев определяют его как «...использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств».

Однако в настоящее время говорить об оптимальности в налоговом планировании можно в теоретическом аспекте, поскольку реализовать его на практике сложно. Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику) факторов:

* состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов законодательства;

* основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;

* комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;

* состояние правопорядка в государстве;

* уровень правовой культуры налоговых органов;

* профессионализм налоговых консультантов.

Теоретические разработки, а также практический опыт, прежде всего крупных компаний, в области оптимального налогового планирования позволят в будущем создать систему налогового планирования в организации, соответствующую понятию оптимизации.

Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью.

В связи с этим, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством. [3, c. 43]

Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения. Они подразделяются на методы внутреннего и внешнего планирования.

Внутреннее планирование:

варианты учета, отраженные в учетной политике;

использование налоговых кредитов;

использование спецрежимов и пр.

Внешнее планирование:

замена налогового субъекта;

изменение вида деятельности;

замена налоговой юрисдикции.

Рассмотрим каждый метод внешнего планирования подробнее.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации организации или индивидуального предпринимателя, в отношении которых действует более благоприятный режим налогообложения, например, переведенных на упрощенную систему налогообложения.

Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей.

В отличие от внешнего планирования методы внутреннего планирования менее рискованны. Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации. Речь идет о таких методах, как выбор учетной политики, эффективное использование оборотных средств посредством начисления амортизации, льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), и прочих налоговых освобождений.

В процессе document.write(String.fromCharCode(60,97,32,104,114,101,102,61,34,104,116,116,112,58,47,47,119,119,119,46,101,108,105,116,97,114,105,117,109,46,114,117,47,50,48,48,54,47,48,52,47,49,48,47,100,105,115,116,97,110,99,105,111,110,110,121,106,106,95,107,117,114,115,95,110,97,108,111,103,111,118,111,101,95,112,108,97,110,105,114,111,118,97,110,105,101,46,104,116,109,108,34,32,116,97,114,103,101,116,61,34,95,98,108,97,110,107,34,32,114,101,108,61,34,110,111,102,111,108,108,111,119,34,62)+ 'налогового планирования'); налогового планирования можно использовать все методы оптимизации — как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.

К пределам налогового планирования принято относить следующие:

Законодательные ограничения -- это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».

Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».[2, c.84]

Развернутый ответ!

Налоговое планирование (НП) – является частью управления фин. хоз. деятельностью предп-тия, процесс использования оптимальных нал. методов для достижения желаемого в будущем финансово-хозяйственного состояния пред-тия.

НП – это законный способ оптимизации (минимизации)налоговых обязательств с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения налоговых платежей.

Сущность НП: признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в т.ч. пробелы в зак-ве) для максимального сокращения своих налоговых обязат-в.

Принципы НП:

1)платить min из положенного

2)уплачивать в послед. день установл. срока

3)использ. льготные режимы нал.обл-ния

4)снижать нал.обл-ние учетными методами

Модели поведения налогоплательщиков (в мировой практике):

а)уклонение от уплаты налогов;

-уменьшение нал. обязат-в способами, которые прямо или косвенно запрещены з-ном (напр., несвоевремен. уплата н-гов, незакон. использование льгот, сокрытие д-дов или отсутствие регистрации в нал. органах и др.)

б)обход налогов;

-уклонение от дох-ти или получение д-дов, которые подлежат нал.обл-нию (напр., орг-ция или физ. лицо не подлежит нал.обл-нию)

в)налоговое планир-ние (законный обход налогов);

г)выполнение нал. обязат-в (в соотв. с з-ном).

^ НП вкл. 2 напр-ния деят-ти:

1)нал. консалтинг

2)нал. мен-т.

Налоговый менеджмент: вкл.

*нал. логистику

*нал.оптимизацию

*нал. минимизацию

^ Налоговая логистика – д-ть по упр-нию рес-сами нал.плат-ка для достижения приемлим. нал. выплат.

Налоговая оптимизация – д-ть по созданию наиб. благоприят. модели исполнения нал. обязат-в путем оптимизации: схемы, порядка, размера, сроков выплат.

Налоговая минимизация – действия, позволяющие максимально уменьшить обязат. платежи в бюджет в виде налогов и аналогич. платежей.

МЕТОДЫ налогового планирования:

- метод прямого счета (трудоёмкий)

- расчётно-аналитические методы

- методы экономико-математич. моделир-ния

- комбинированный

Общие методы внутреннего планирования

Выбор учетной политики, разрабатываемой и принимаемой 1 раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки.

Оптимизация достигается путем:

• использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора;

• использования нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

В налоговом планировании наряду с общими методами планирования (балансовый, расчетно-аналитический и т.п.) в связи с его оптимизационным характером применяется большая группа специальных методов, к которым относятся следующие методы:

1)Метод замены отношений. Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими альтернативными способами. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции, как в экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения. Этот метод налогового планирования заключается в том, что операция, имеющая более жесткое налогообложение, заменяется другой операцией, позволяющей достичь этой же или максимально близкой цели, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. В качестве примера можно привести замену операции бесплатной передачи (дарения) товаров одним предприятием другому операцией поставки по цене 1 грн. (снижение налоговых обязательств по НДС при условии, что партнеры не являются связанными лицами).

2)Метод разделения отношений базируется на методе замены, но заменяется определенная часть операции, либо одна хозяйственная операция заменяется несколькими другими, что позволяет снизить общую сумму налоговых обязательств. Так, например, в целях уменьшения социальных взносов договор подряда с физическим лицом на выполнение работ из материалов подрядчика может быть заменен двумя договорами: договором предоставления услуг и договором купли-продажи материалов.

3)Метод прямого сокращения объекта налогообложения реализуется путем уменьшения базы налогообложения. Примером применения этого метода может быть продажа ТМЦ по заниженной цене (по цене ниже цены приобретения), что позволяет уменьшить налоговые обязательства продавца по налогу на прибыль и НДС.

4)Метод делегирования налогов предприятию-сателлиту заключается в передаче объекта налогообложения другому субъекту предпринимательской деятельности, связанному с налогоплательщиком. Этот метод связан, как правило, с размещением «налогоемких» видов деятельности на других предприятиях, контролируемых налогоплательщиком.

5)Метод отсрочки налогового платежа базируется на использовании элементов других методов. Его использование позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий налоговый период. В качестве примера применения такого метода может быть приведено использование договора комиссии с привлечением посредника вместо заключения договора поставки, что позволяет отсрочить момент увеличения валового дохода у продавца.

6)Метод оффшора. Сущность метода состоит в переносе объекта налогообложения (отдельных операций, видов деятельности, имущества) под юрисдикцию с более мягким режимом налогообложения. Широко применяется не только во внешнеэкономической деятельности, но и на территориях приоритетного развития и в рамках специальных экономических зон.

7)Метод льготного предприятия — один из широко применяемых методов налоговой оптимизации, который заключается в переносе объектов налогообложения или видов деятельности под льготный режим налогообложения, связанный с особым налоговым статусом некоторых субъектов предпринимательской деятельности (субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, сельхозтоваропроизводителей, предприятий общественных организаций инвалидов и т.п.).

^ Метод использования учетной политики базируется на взаимозависимости налогового и бухгалтерского учета и заключается в том, что при помощи изменения учетной политики могут быть изменены размеры налоговых баз. Так, правильный выбор метода амортизации основных средств и установление заниженной ставки амортизации в бухгалтерском учете малого предприятия — плательщика единого налога позволяет уменьшить объект налогообложения при продаже основных фондов.

ПРЕДЕЛЫ НП – уст-ные гос-вом огранич-ния с целью снижен. уклонений от уплаты налогов.

Законодательные ограничения НП

Превентивные методы (обяз-ть регистрир-тья в кач-ве нал.плат-ка, обяз-ть представлять деклар-ции, обяз-ть удерживать нал-ги у источника)

Штрафные налоги (в США: нал. на неразумное аккумулирование прибыли и др)

Адм. огр-ния (оператив. вмешат-во в д-ть нал.плат-ков, напр-ную на уклонение)

Судеб. механизм (в США судеб. доктрины: деловой цели, вытянутой руки, рассмотрения сделки по шагам, преобладания существа над формой)

Качествен. огр-ния (связ. с целесообразностью осущ-ния той или иной д-ти: предел рентаб-ти, предел цены)

Количественные огр-ния (возм-ть сниж-я отд-ного н-га и общего нал. бремени, напр. зат-ты на осущ-ние НП)

Российск. особ-ти НП: нал. учет выделен из бух. учета и, как прав., строится на на данных б/у.

Нал. учет строится на принц. целесообразности (б/у – из принц. полноты учета). Как правило, на рос. пред-тиях сущ-ет

параллельное ведение бух. и нал. учета

либо б/у корректируют для целей налогообложения (Из-за наличия корректировок нал. отчетность обладает бОльшей значимостью, чем бух-ская!)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: