В банковской системе сложились различные типы кредитных учреждений, качественно отличающиеся друг от друга по источникам ресурсов, характеру размещения, стратегиям развития и т.п. Важнейшие “типовые” различия между банковскими институтами предопределялись следующими обстоятельствами: типом интеграции банка с производственным капиталом; размером банка; хозяйственным профилем корпоративной клиентуры банка; наличием или отсутствием участия государства в управлении;
Тип интеграции с производственным капиталом определяет функцию, которую выполняет банк по отношению к сектору нефинансовых предприятий: работает банк на чистое привлечение средств с рынка для кредитования своей корпоративной клиентуры (банк - “донор”) или, наоборот - на размещение привлеченных от нее средств на денежных и финансовых рынках (банк - “акцептор”). В качестве наиболее активных чистых кредиторов нефинансовых предприятий выступают корпоративные банки. Для “независимых” банков, не связанных с предприятиями какими-либо имущественными и организационными отношениями, операции с корпоративными клиентами, наоборот, преимущественно служат источником чистого привлечения ресурсов с последующим их размещением на денежных и финансовых рынках. Банки-центры финансово-производственных холдингов занимают промежуточное положение между двумя этими типами, осуществляя чистое кредитование нефинансового сектора, но менее интенсивно, чем корпоративные банки.
|
|
Размер банка являлся одним из основных факторов, определяющих структуру ресурсов, привлекаемых банком для чистого кредитования нефинансового сектора - в случае если банк являлся “донором”, и структуру размещения избыточных ликвидных ресурсов - в случае, если по отношению к корпоративной клиентуре банк выступал как “акцептор”. Для крупных банков - “доноров” главным источником привлечения ресурсов под чистое кредитование корпоративных клиентов были средства нерезидентов, о чем говорит тесная связь между двумя этими показателями. Мелкие и средние банки, не имеющие международных кредитных рейтингов, не обладающие адекватными организационными каналами для работы с зарубежными контрагентами, “довольствовались” привлечением недостающих ресурсов из внутренних источников (от населения, а также с внутреннего межбанковского рынка). В случае, если банки выступали в качестве “акцептора”, направления размещения ими избыточных ресурсов также существенно отличались в зависимости от их размера. Крупные банки, обладающие избыточной денежной ликвидностью, размещали ее преимущественно на валютном рынке либо рынке государственных ценных бумаг. Мелкие банки существенно проигрывали крупным в возможности эффективного участия на этих рынках - в силу труднодоступности для них статуса дилера и маркетмейкера (высокие требования к масштабам оборота), дефицита соответствующих технологий, структур, кадров, территориальной удаленности. Отсюда, имеющие избыточную ликвидность мелкие банки в большей степени ориентировались на ее размещение на внутреннем межбанковском рынке (кредитование банков - “доноров”).
|
|
Профиль корпоративной клиентуры банка определяет качество и структуру его кредитного портфеля. Могут быть выделены четыре основные типа корпоративной клиентуры.
Первый тип - внешнеторговые организации, импортеры - наиболее благополучный сегмент докризисной экономики - банк, ориентированный на его обслуживание, имел низкую долю просроченной задолженности в кредитах.
Второй тип - экспортоориентированный товаропроизводитель - как правило, сравнительно благополучный заемщик, но в ряде случаев отягощенный финансовыми дефицитами и неплатежами со стороны внутренних потребителей - кредитование сопряжено с определенным риском.
Третий тип - внутреннеориентированный производитель - до кризиса наиболее депрессивный элемент экономики, что обуславливает низкий уровень возвратности кредитов.
Четвертый тип - территориально-хозяйственные комплексы в регионах- финансовых центрах. Такие комплексы объединяют замкнутые платежные цепочки, находящиеся под контролем околовластных региональных хозяйственных структур. Этот фактор обусловливает низкий уровень финансовых рисков при кредитовании их участников, и соответственно, высокое качество кредитов банков, работающих с ними. Ориентация банков на первые два типа клиентуры (внешнеторговые организации и экспортноориентированные компании-товаропроизводители) предопределяет высокую долю валютной составляющей в их балансах - как в кредитах, так и в счетах клиентов. Ориентация на последние два типа (внутреннеориентированные компании и региональные хозяйственные комплексы) - низкую долю валютной составляющей.
Помимо отмеченных групп, в качестве двух резко отличающихся и глубоко обособленных от остальных сегментов банковской системы выделяются Сбербанк РФ и дочерние банки иностранных банков. Первый - находящийся под контролем ЦБ РФ монополист на рынке частных вкладов (72-75% рынка) и крупнейший оператор на рынке государственных ценных бумаг (62-65% от совокупного банковского портфеля). Доля других видов активных и пассивных операций в балансе этого банка незначительна. Вторая группа представляла из себя канал для размещения ресурсов, поступающих из- за рубежа от материнских компаний, в рублевые финансовые инструменты (ГКО-ОФЗ), кредиты российским экспортерам, импортерам и подразделениям иностранных компаний.