Тема 13. Типология российских коммерческих банков

В банковской системе сложились различные типы кредитных учреждений, качественно отличающиеся друг от друга по источникам ресурсов, характеру размещения, стратегиям развития и т.п. Важнейшие “типовые” различия между банковскими институтами предопределялись следующими обстоятельствами: типом интеграции банка с производственным капиталом; размером банка; хозяйственным профилем корпоративной клиентуры банка; наличием или отсутствием участия государства в управлении;

Тип интеграции с производственным капиталом определяет функцию, которую выполняет банк по отношению к сектору нефинансовых предприятий: работает банк на чистое привлечение средств с рынка для кредитования своей корпоративной клиентуры (банк - “донор”) или, наоборот - на размещение привлеченных от нее средств на денежных и финансовых рынках (банк - “акцептор”). В качестве наиболее активных чистых кредиторов нефинансовых предприятий выступают корпоративные банки. Для “независимых” банков, не связанных с предприятиями какими-либо имущественными и организационными отношениями, операции с корпоративными клиентами, наоборот, преимущественно служат источником чистого привлечения ресурсов с последующим их размещением на денежных и финансовых рынках. Банки-центры финансово-производственных холдингов занимают промежуточное положение между двумя этими типами, осуществляя чистое кредитование нефинансового сектора, но менее интенсивно, чем корпоративные банки.

Размер банка являлся одним из основных факторов, определяющих структуру ресурсов, привлекаемых банком для чистого кредитования нефинансового сектора - в случае если банк являлся “донором”, и структуру размещения избыточных ликвидных ресурсов - в случае, если по отношению к корпоративной клиентуре банк выступал как “акцептор”. Для крупных банков - “доноров” главным источником привлечения ресурсов под чистое кредитование корпоративных клиентов были средства нерезидентов, о чем говорит тесная связь между двумя этими показателями. Мелкие и средние банки, не имеющие международных кредитных рейтингов, не обладающие адекватными организационными каналами для работы с зарубежными контрагентами, “довольствовались” привлечением недостающих ресурсов из внутренних источников (от населения, а также с внутреннего межбанковского рынка). В случае, если банки выступали в качестве “акцептора”, направления размещения ими избыточных ресурсов также существенно отличались в зависимости от их размера. Крупные банки, обладающие избыточной денежной ликвидностью, размещали ее преимущественно на валютном рынке либо рынке государственных ценных бумаг. Мелкие банки существенно проигрывали крупным в возможности эффективного участия на этих рынках - в силу труднодоступности для них статуса дилера и маркетмейкера (высокие требования к масштабам оборота), дефицита соответствующих технологий, структур, кадров, территориальной удаленности. Отсюда, имеющие избыточную ликвидность мелкие банки в большей степени ориентировались на ее размещение на внутреннем межбанковском рынке (кредитование банков - “доноров”).

Профиль корпоративной клиентуры банка определяет качество и структуру его кредитного портфеля. Могут быть выделены четыре основные типа корпоративной клиентуры.

Первый тип - внешнеторговые организации, импортеры - наиболее благополучный сегмент докризисной экономики - банк, ориентированный на его обслуживание, имел низкую долю просроченной задолженности в кредитах.

Второй тип - экспортоориентированный товаропроизводитель - как правило, сравнительно благополучный заемщик, но в ряде случаев отягощенный финансовыми дефицитами и неплатежами со стороны внутренних потребителей - кредитование сопряжено с определенным риском.

Третий тип - внутреннеориентированный производитель - до кризиса наиболее депрессивный элемент экономики, что обуславливает низкий уровень возвратности кредитов.

Четвертый тип - территориально-хозяйственные комплексы в регионах- финансовых центрах. Такие комплексы объединяют замкнутые платежные цепочки, находящиеся под контролем околовластных региональных хозяйственных структур. Этот фактор обусловливает низкий уровень финансовых рисков при кредитовании их участников, и соответственно, высокое качество кредитов банков, работающих с ними. Ориентация банков на первые два типа клиентуры (внешнеторговые организации и экспортноориентированные компании-товаропроизводители) предопределяет высокую долю валютной составляющей в их балансах - как в кредитах, так и в счетах клиентов. Ориентация на последние два типа (внутреннеориентированные компании и региональные хозяйственные комплексы) - низкую долю валютной составляющей.

Помимо отмеченных групп, в качестве двух резко отличающихся и глубоко обособленных от остальных сегментов банковской системы выделяются Сбербанк РФ и дочерние банки иностранных банков. Первый - находящийся под контролем ЦБ РФ монополист на рынке частных вкладов (72-75% рынка) и крупнейший оператор на рынке государственных ценных бумаг (62-65% от совокупного банковского портфеля). Доля других видов активных и пассивных операций в балансе этого банка незначительна. Вторая группа представляла из себя канал для размещения ресурсов, поступающих из- за рубежа от материнских компаний, в рублевые финансовые инструменты (ГКО-ОФЗ), кредиты российским экспортерам, импортерам и подразделениям иностранных компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: