double arrow

Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов складывается из работы с нор­мативными правовыми актами, материалами судебной практики


Самостоятельная работа студентов складывается из работы с нор­мативными правовыми актами, материалами судебной практики, учеб­никами, конспектами лекций, дополнительной литературой.

В процессе обучения студенты выполняют ряд самостоятельных заданий в рамках внеаудиторной работы.

К видам самостоятельной работы в рамках обучения по данной программе относятся:

- поиск и изучение существующих доктринальных материалов в рамках курса;

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных;

- поиск и изучение материалов судебной практики по каждой теме курса;

- анализ изученных материалов и подготовка устных докладов и рефератов в соответствии с выбранной для этого вида работы темой.

В рамках изучения материалов как доктринального, так и правоприменительного характера студенты должны ознакомиться с основными подходами к изучению каждой темы, составить собственное мнение о проблемах, затрагиваемых в теме.

Неотъемлемой частью учебной работы является конспектирование лекций, основных положений законодательных актов. Для студентов конспектирование представляет определенную сложность. В процессе работы с письменными источниками необходимо научиться отмечать основные положения, конспектируя их. Поэтому важным для правильной организации самостоятельной работы является регулярное посещение лекционных занятий и добросовестная работа на них.

При работе над текстом лекции необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, имеющиеся исследования по ним. Определенную специфику имеет самостоятельная работа с научной, справочной литературой, периодическими изданиями. Поскольку далеко не все важные вопросы достаточно полно раскрываются в лекциях, студент должен самостоятельно работать с учебными пособиями, дополняя конспект лекций. Полноценная подготовка к занятиям невозможна без знания нормативно-правовой базы – нормативных правовых актов, составляющий огромный массив гражданского законодательства, - поэтому целесообразно такую же работу проводить при изучении законов и подзаконных актов.

Эти рекомендации уместны и при изучении монографической литературы. При изучении тем, вынесенных на самостоятельное изучение, необходимо обращать внимание на основные проблемы судебной практики по данным темам, исследовать новинки периодической литературы.

Важнейшей самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским и практическим занятиям. В процессе данной работы студенты должны изучить рекомендованную литературу, нормативные акты, руководящие положения высших судебных органов, а также исследовать основные вопросы судебной практики. Список литературы приведен в настоящем комплексе. Однако студентам надо знать, что наука гражданского права развивается и рекомендуется самостоятельно следить на новинками в цивилистике.

Творческая работа студентов предполагает: написание рефератов, курсовых работ, участие в деловых играх и научных студенческих конференциях. Возможно выступление с докладами по интересующей теме.

Работа по изучению курса «Гражданское право» должна строиться с учетом того, что заочной формой обучения пользуются лица, как правило, работающие в структурах судебной власти и юридических подразделениях внесудебной системы. Имея жизненный и профессиональ­ный опыт, они в состоянии не только сознавать последствия своей деятельности, но и нести ответственность за ее результаты. Это об­стоятельство лежит в основе специфики организации самостоятель­ной работы по изучению данной дисциплины: реализуя знания, кото­рые студенты получают в Академии, они имеют возможность сопо­ставлять и проверять их на практике. Такой неизбежный и всеобъем­лющий контроль вновь приобретенных собственных знаний, навыков и умений позволяет более оперативно преодолеть барьер «неизвест­ности», способствует переходу на новый уровень знаний и практичес­ких действий, а также развитию профессионального мышления, укреплению собственного авторитета.

Студенту надлежит учесть, что, применяя на практике свои знания гражданского законодательства, он должен:

• научиться самостоятельно принимать решения;

• овладеть навыками отстаивать взгляды и принятые решения в спорных ситуациях;

• убедительно используя правовую аргументацию, уметь излагать и готовить юридическую документацию, а также различные судебные акты, имеющие свою специфику и правовые последствия;

• профессионально участвовать в судебном разбирательстве в лю­бом процессуальном качестве;

• эффективно использовать правовой и практический опыт коллег.

также приобретение и развитие навыков и умения заниматься самообразованием. Непосредственно для судебной деятельности самообразование должно носить непрерывный и систематический характер, так как гражданское законодательство несовершенно и практика его правоприменения находится в состоянии реформирования.

Сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной дея­тельности (лекции, семинары, консультации, подготовка рефератов, курсовых и др.) способствует формированию профессионального пра­вового сознания, общему развитию личности юриста.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса.

- составление таблиц, схем по отдельным темам курса;

- подготовка проектов договоров;

- подготовка претензий по определенным модельным заданиям;

- обобщение материалов судебной практики по определенным темам;

- подготовка к проведению ролевой игры;

- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов;

Заочному изучению курса гражданского права неоценимую услугу окажет пересказ прочитанного слушателю, либо себе перед зеркалом, либо просмотр своего выступления на видеозаписи. Проверенный вре­менем, это один из лучших способов закрепления материала. Подоб­ный метод, как упоминалось выше, способствует запоминанию про­читанного, поможет услышать (и увидеть) собственную манеру подачи правового материала, речь отточит юридические формулировки в диалоге с однокурсником. Для этой цели можно использовать выступления на тематических конференциях, семинарах как у себя на работе, так в Академии или ее филиалах, либо в других местах.

Для запоминания материала можно предложить следующее.

Изучив теоретическую часть вопроса, разобрать 1 - 2 задачи по теме, используя для этого примеры именно судебной практики, поквартальные обзоры которой публикуются в специальной литературе, тесты, ответить на контрольные вопросы УМК. Для анализа судебной практики рекомендуется использовать материалы, опубликованные в юридических журналах; при отсутствии печатного издания можно ис­пользовать также информацию, содержащуюся в электронных спра­вочных правовых системах «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс» и др. Запоминанию способствует чтение не только учебника, но и различных комментариев к Гражданскому Кодексу РФ а также специ­альной литературы. Если появится свой вариант решения изученной проблемы, не­обходимо изложить его письменно, указав правовую аргументацию своей позиции, найти в специальной литературе или судебной практике аналоги своему варианту решения, проверить правовую позицию правоприменителя в сравнении со своей и пр.

Такой подход избавляет от поверхностного изучения дисципли­ны, помогает запоминанию темы, оказывает помощь в реализации знаний в собственной практической деятельности.

В практике применения знаний в деятельности начинающих юри­стов весьма распространенным является неумение выпускников вузов использовать полученные знания в реальной правовой ситуации. У юристов, имеющих опыт работы, подобное встречается реже.

По общему правилу разрешение правового казуса (задачи) начинается, как минимум, с освежения в памяти основных положений теории права, конституционного, международного и гражданского процессуального права, соответствующих проблеме постановлений Конституционного Суда РФ и Пленумов Верхов­ного Суда РФ и пр.

Самостоятельное же изучение практической части курса «Гражданского права» предлагается начинать с определенного подхода к решению задач, в основе которого лежат три основных направления[3]:

1.Правовой (какие правоотношения возникли в споре; нормы права, регулирующие эти отношения; только ли нормы подлежат применению; где находятся эти нормы (закон, раздел, глава, статья или параграф); действуют ли нормы; не изменены ли; имеют ли обратную силу; наличие пробелов и коллизий в законе).

2. Процессуальный (надлежащий ли суд рассматривает спор; определить субъектов спора; чем доказано изложенное; относимы/допустимы ли доказательства; что подлежит учету при оценке и пр.)

3. Нравственный (правильно ли истолкованы буква и дух закона; не нарушены ли основные права и свободы гражданина; не противоречит ли решение суда целям, ради которых допускается вмешательство государства в ограничение прав и свобод граждан, когда это необходимо в демократическом обществе).


Задания для выполнения контрольных работ


Сейчас читают про: