Управление финансами: содержание, функциональные элементы. Органы управления финансами, их функции

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.


19.Финансовое планирование - это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия в плановом периоде Целью финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми источниками финансирования

Основными задачами финансового планирования на предприятии является: • обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами; • установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями и т.д.; • определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования; • выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; • осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.

Методы финансового планирования - это конкретные способы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов, к ним относятся: Балансовый метод - заключается в том, что балансируются не только итоговые показатели доходов и расходов, а для каждой статьи расходов отмечаются конкретные источники покрытия Применяется при прогнозе поступлений и выплат й их денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и ин. Нормативный - заключается в том, что на основе установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов, ставки тарифов, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств) расчет аховуеться потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и определяются источники этих ресурсе. Расчетно-аналитический - плановые показатели рассчитываются на основании анализа фактических финансовых показателей, которые берутся за базу, и индексов их изменения в плановом периоде Оптимизация плановых расчетов - заключается в составлении нескольких вариантов плановых расчетов. Для получения оптимального варианта плановых решений проводят их оптимизацию, для этого могут использоваться различные критерии: • максимум прибыли на денежную единицу вложенного капитала; • минимум финансовых затрат; • минимум текущих расходов; • минимум вложений капитала при максимально эффективном результате; • максимум абсолютной суммы полученной прибыли Экономико-математическое моделирование - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют.

Основные направления совершенствования финансового планирования: - расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределения прибыли выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов; - расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансированности сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу; - в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов. Поскольку производство и финансы в условиях рынка - находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

Разрабатываемые финансовые прогнозы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики.
На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются.
На втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной программ позволяет судить об ожидаемых результатах осуществления данного комплекса мероприятий.

Процесс разработки финансового прогноза можно представить в следующем виде:

1)оценка экономических проблем;
2) формулирование целей и разработка комплекса мер;
3)подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;
4)анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.

21. Финансовый контроль является элементом управления фи­нансами и представляет собой специфическую деятельность сответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В частности, в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.). Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего является финансово-хозяйственная сторона функционирования выше названных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование). Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на: Наблюдение - предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины. Обследование - охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п. Надзор - производится за экономическими субъектами, по лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. Экономический анализ - как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децен­трализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций. Ревизия — наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: