Принцип многообразия организационных форм МСУ также относится к числу исходных при его осуществлении и предполагает определенный простор для населения в выборе институтов выражения своих интересов на муниципальном уровне, а для законодателя - возможность отражения этих институтов в нормативно-правовых предписаниях.
С принятием Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание данного принципа претерпело значительные изменения. По Закону 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» многообразие имело практически безграничный характер. Это обернулось не столько самостоятельностью населения в выборе организационных форм МСУ, сколько породило «неопределенность, расплывчатость его статуса, неоправданную пестроту его организационных форм и территориального устройства». /23/
Применительно к территориальной организации неопределенность прежнего Закона проявилась в наибольшей степени. Согласно ст. 12 названного Закона территориями муниципальных образований могли являться города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и т. д. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление МСУ. При этом Закон не разграничивал категории «поселение» и «населенный пункт», что предполагало возможность создания в каждом населенном пункте самостоятельного муниципального образования.
|
|
Сквозное перечисление в Законе административно-территориальных единиц и населенных пунктов не позволило представить, каким - с точки зрения одноуровневое или многоуровневое - должно быть МСУ в России. По смыслу Закона оно могло доходить от одного до трех уровней: первый уровень - отдельный населенный пункт (город, поселок, село); второй уровень - несколько населенных пунктов в различных сочетаниях (город и сельские населенные пункты, несколько сельских населенных пунктов, т. е. сельский округ, несколько городов); третий уровень - район, включающий в себя муниципальное образование как первого, так и второго уровней.
Принцип многообразия организационных форм МСУ также проявляется в создании и деятельности самых разных но порядку формирования, составу, сферам приложения усилий совещательных, координационных, консультативных органов при органах муниципального образования, их подразделениях и должностных лицах.