В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками. Бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние издержки.
Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль).
Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителя этим интересом является максимизация полезности, для производителей – максимизация прибыли. Свобода выбора становится основной конкуренцией.
Совершенная конкуренция предполагает:
1. Множество покупателей и продавцов
2. Однородность товара и услуг
3. Отсутствие ценовой дискриминации
4. Полную мобильность всех ресурсов
5. Абсолютную информированность о ценах
Когда на рынке функционируют множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг.
Правило максимизации прибыли – на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет, равен его цене.