Прежде чем изображать светотень на чертеже нужно составить себе ясное представление, как о самом предмете, так и об окружающей его световой среде.
Рис. 7 Фазы светотени
Все разнообразие световой среды отражается на поверхности предмета.
Форма объемного предмета читается выразительно, когда он освещен комбинированным светом, т.е. с одной стороны – освещение прямым светом, с другой стороны, которая отвернута от прямого света – отраженным и рассеянным.
Различают большое количество светотеневых фаз предмета. Особенно наглядно эти фазы видны на объемах с криволинейными поверхностями (шар, цилиндр, конус и т.д.). так в прямом свету они освещены неравномерно. Самая яркая освещенность там, где лучи направлены перпендикулярно к поверхности. Там, где поверхность освещается наклонными, косыми лучами, появляется п о л у т о н. граница освещения объема прямым светом проходит там, где лучи направлены по касательной к поверхности. Остальная поверхность, отвернутая от прямого света находится в тени, которую называют собственной и которая определяет тон предмета.
|
|
С о б с т в е н н а я т е н ь так же неравномерна. Та часть тени, которая
освещена лучами отраженного света второстепенных источников, светлее и
называется р е ф л е к с о м (рис.7.).
Если поверхность шара рассечь плоскостями, перпендикулярными направлению светового луча, то образуются линии одинаковой освещенности. Эти линии называются и з о ф о т а м и. Они имеют практическое значение при определении и изображении освещенности и других криволинейных поверхностей [1*, c 129-130].
Зеркальные и полированные поверхности обладают большой отражательной способностью. Участок поверхности, которая отражает свет нам в глаза, мы воспринимаем очень ярко и называем это явление б л и к о м. на криволинейных цилиндрических поверхностях блик расположен близко к
зоне наибольшей освещенности, но, как правило, не совпадает с ней.
Если между предметом и источником прямого света появляется непрозрачное тело, то оно отбрасывает на ранее освещенную поверхность тень, которая называется п а д а ю щ е й.
Блик и полутон вместе составляют общую световую часть предмета (зона света). Собственные тени, падающие тени и рефлексы составляют теневую часть предмета (зона тени). Любая точка зоны света должна быть светлее любой точки зоны тени. Но при этом светотеневые отношения по светлоте могут быть контрастными и нюансными. Контрастность отношений по светлоте будет тем больше, чем больше разница в силе света различных источников данной световой среды. Светотеневые отношения будут нюансными при условии равномерной всесторонней освещенности.
|
|
Падающая тень значительно темнее собственной, причем самая темная тень наблюдается на той грани, которая ярче всего освещена солнцем. На соседней грани, где освещенная часть поверхности находится в полутоне, тень значительно светлее, чем на первой грани, но все же темнее, чем собственная тень. Кроме того, падающая тень имеет определенный четкий контур в своем начале, с удалением к своему концу становится светлее, расплывается по очертанию. Закономерность изменения темноты в падающей тени в зависимости от формы предмета заключается в том, что чем сильнее освещена поверхность прямым светом, тем темнее падающая на нее тень.