Тема 12. Фискальная политика. Госбюджет – 2 часа

12.1 Финансовая система: понятие, функции, принципы построения и структура.

Финансы возникли в период разложения первобытнообщинного строя, с появлением государства и его институтов, развитием товарно-денежных отношений.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и осуществляющих их институтов различного назначения. Финансовые отношения — это система отношений, посредством которых осуществляется распределение и перераспределение созданного обществом продукта путем образования, распределения и использования фондов денежных средств. Однако отождествлять финансовые и денежные отношения не следует, так как последние по своему содержанию и составу шире финансовых. В их состав включаются денежный учет и контроль за всеми видами затрат, определение цен, учет и хранение выручки, регулирование денежного обращения, определение курсов валют и др.

Структурными элементами финансового механизма являются:

а) финансовое планирование;

б) система финансовых рычагов и стимулов;

в) организационная структура управления финансами,

В отечественной экономической литературе раньше утверждалось, что финансовые отношения — это в основном безэквивалентное, прямое перераспределение денежных ресурсов, что вполне соответствовало командно-административной системе хозяйствования. В зарубежной литературе в финансовые потоки включается движение и денег, и ценных бумаг, и капитала, соответственно которым существуют финансовые рынки. Они представлены самыми разнообразными средствами обращения и платежа (наличные деньги, кредит, акция, облигация, сертификат, залоговый документ и др.) и различаются как по месту в обороте денежного капитала, так и по характеру обращения. Это обусловливает необходимость выделения в составе финансового рынка относительно обособленных частей: денег, кредита и ценных бумаг.

Финансовые рынки — совокупность рыночных институтов, направляющих поток денег от собственников к заемщикам. Поскольку в индустриально развитых странах большинство сбережений совершается домашними хозяйствами, а инвестиции осуществляются фирмами, необходим определенный набор механизмов, организующих перемещение потоков денежных средств от первых ко вторым. Именно эти механизмы создаются благодаря функционированию финансовых рынков.

Огромная роль финансов в развитии общественного воспроизводства, формировании экономической структуры общества проявляется в их функциях. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют две основные функции: распределительно-перераспределительную и контрольно-стимулирующую. Некоторые дополняют или несколько видоизменяют их: опосредования кругооборота фондов, воспроизводственную, оперативную и т. д.

Принципами построения финансовой системы являются демократический централизм, характерный для командно-административной системы, и федерализм.

Основным звеном в системе общегосударственных финансов является Госбюджет (федеральный, областей (штатов), районов, округов, муниципальный и т. д.), а основной статьей доходов бюджетов всех уровней - налоги.

Принцип федерализма означает, что существует четкое разграничение функций между финансовыми звеньями разных уровней. Правительство контролирует расходы на национальные программы, космос, оборону. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану окружающей среды и общественного порядка и т. п.

12.2 Государственный бюджет и его роль в экономике.

Бюджет — роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образовании, домохозяйств и т д. Сущность бюджета каждой страны определяется природой и функциями государства. Через госбюджеты распределяется от 20 до 60 % национального дохода. Используя финансовое программирование, развитые государства через бюджет оказывают воздействие на структурную перестройку хозяйства, научно-техническую политику, норму накопления, эффективность внешнеэкономических связей, объем валового национального продута В целом государственный бюджет выполняет следующие функции.

1) перераспределение национального дохода,

2) стабилизация общественного воспроизводства,

3) осуществление государственной социальной политики

Структура государственного бюджета каждой страны отражает характер административной системы Так, в США федеральный бюджет построен по принципу "полного" и состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды. Доходы правительственного бюджета формируются в основном за счет налогов на прибыль корпораций, подоходного налога с населения, акциза, таможенных пошлин. Государственные расходы США подразделяются на два основных вида: государственные закупки федерального правительства и правительств штатов и местных органов власти и трансферты.

В нашей стране бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. В Беларуси госбюджет включает бюджет республики и местные бюджеты (областей, районов, городов, сельских советов).

В Беларуси бюджетом управляют Министерстве финансов, областные, районные отделы исполкомов и т. д. Кассовое исполнение Госбюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов - соответствующими Советами депутатов.

Республиканский бюджет на 2004 г. был утвержден по доходам в сумме 22 049 млрд руб., по расходам – 22 013 млрд руб., т. е. превышение доходов над расходами в сумме 36 млрд руб.

По мере перехода к рыночному хозяйству и расширения самостоятельности местных уровней власти будет устанавливаться и их финансовая самостоятельность.

12.3 Государственные доходы. Налоги в РБ. Кривая Лаффера.

Наряду с классическими системами распределения доходов в бюджетной практике появляются новые. Наибольшее распространение получили целевая и по функциональным признакам. Целевая — разбивка расходов в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами. Классификация по функциональным признакам отражает концепцию финансов как инструмента политики правительства и производится в соответствии с основными функциями государства. Это социальные расходы, обеспечение занятости, здравоохранение, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. Они в свою очередь делятся по категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и т.д.

Доходы бюджета в большинстве стран подразделяются по источникам и видам. Существуют и другие виды классификации доходов, юридическая, финансовая Юридическая распределяет доходы но способу их получения, т. е. используется сила государственной власти или нет. В первом случае это налоги и штрафы, во втором — плата за услуги и добровольные взносы. Финансовая классификация исходит из деления доходов на безвозвратные, или постоянные (налоги), и временные (займы).

Основные доходные статьи: налог на добавленную стоимость— 30,7 %, налог на прибыль и налог на доходы — 19,3, акцизы —-14,7 %. Чрезвычайный налог для финансирования расходов по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС — 10,6 %, поступления от разбронирования государственных резервов и запасов — 2,6 %. В целом доходная часть бюджета состоит на 40 % из налогов, включаемых в издержки производства, что снижает конкурентоспособность белорусской продукции не только на внешних, но и на внутреннем рынке.

Для выполнения своих функций любому государству нужны денежные средства. Их источниками являются налоги, сборы, штрафы, добровольные платежи и взносы, таможенные пошлины. Наибольшую долю поступлений составляют налоги. На их долю приходится до 90 % поступлений в бюджеты индустриально развитых стран

Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц.

В соответствии со степенью разделения властей налоговая система может быть двух- и трехзвенной. В странах с федеральным делением (США, Германия) она осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты, округа) и местном. В странах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровневая система, включающая общегосударственные и местные налоги (начиная с областей).

Налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую (регулирующую) и социальную. С помощью фискальной функции образуются государственные денежные фонды, что создает условия для вмешательства государства в экономику. Экономическая функция означает, что с помощью налогов осуществляется перераспределение средств. Уменьшение ставок налога на прибыль корпораций, а также подоходного налога способствует поощрению развития инвестиций и стимулирует сбережения населения. Сокращение налоговою изъятия призвано увеличить темпы и пропорции накопления в долгосрочном периоде, а льготное налогообложение— обеспечить стимулирование научно-технического прогресса. Через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот стимулируется развитие отдельных отраслей, видов деятельности, а следовательно, и изменение предложения и спроса. Социальная функция призвана поддерживать равновесие в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Основными инструментами здесь являются прогрессивное налогообложение и льготы многодетным семьям, переселенцам, студентам, мелким и средним предпринимателям, фермерам и другим группам населения.

Несмотря на то, что налоги объективно необходимы как источник государственных доходов, на практике доказано, что их чрезмерный рост снижает деловую активность как индивидуальных лиц, так и компаний. На основе этого Лаффер сделал вывод о том, что высокие ставки налогов "повинны" в низком уровне сбережений, стагнации производства, высокой инфляции. Кривая Лаффера показывает, что при ставках налога, превышающих 50 %, люди cтpeмятся меньше работать и меньше сберегать либо направляют свою деятельность в "теневую" экономику. И следствием для бюджета будет снижение налоговых поступлений. Общий вид кривой Лаффера представлен на рис. 12.1

Рис 12.1 Кривая Лаффера

Налоговая система Республики Беларусь находится в стадии реформирования. В настоящее время установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог за пользование природными ресурсами (экологический), налог на недвижимость, земельный (плата за землю), налог на топливо, транзитный налог, государственные пошлины и сборы, подоходный налог с граждан.

Наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений составляют НДС, акцизы и налог на топливо — около 50 % от всей суммы поступлений.

Взимаются и так называемые неналоговые платежи: чрезвычайный налог на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС, отчисления в дорожные фонды, в фонд занятости, пенсионный фонд, на социальное страхование.

12.3 Государственные расходы.

Составление и исполнение бюджета предполагает соблюдение определенных правил "игры". Прежде всего устанавливается бюджетный год — период, в течение которого существует данный бюджет, равный 12 месяцам. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в Швеции и Норвегии — с 1 июля, в США — с 1 октября, в других странах, как правило, совпадает с календарным годом. Обязательной является и бюджетная классификация. Для расходов — это министериальная (ведомственная); предметная (например, образование по видам — школы, высшие учебные заведения и т д), экономическая и смешанная. Экономическая подразделяет расходы по их целевому назначению, на капиталовложения, Зарплату, субсидии, дотации и др. Смешанная распределяет расходы по министерствам, а в них — по предметам.

Основные расходные статьи: финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий— 26,3 %, финансирование народного хозяйства — 9,6; дотации местным бюджетам областей и г. Минска—14,34; расходы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС — 11,3; расходы на оборону (включая пограничные и железнодорожные войска, оборонное, спортивно-техническое общество)—5,39; пополнение государственных запасов и резервов— 1,5; содержание органов внутренних дел (включая внутренние войска) — 4,3 %.

12.4 Бюджетный дефицит и государственный долг.

Представляется несомненным, что нор­мальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи.

Спрашивается, должен ли государственный бюджет быть еже­годно сбалансированным?

Как это ни покажется парадоксальным, ответ будет отрица­тельным. Объясняется это главным образом тем, что государ­ственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискаль­ная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.

Во время кризисного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо (ит. saldo - расчет). То есть при бухгал­терском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Профицит - существенное превышение доходов над расходами - является следствием большого поступления нало­говых платежей во время подъема производства. Изъятие зна­чительной части доходов на фазе бума способствует снижению “перегрева” экономики.

Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сба­лансирован, то государство не сможет проводить стабилизирую­щую политику, которая призвана “гасить” экономические ко­лебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилить циклические колебания эко­номики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится.

Значит, очевидно:

ежегодно сбалансированный бюджет не является “нейтраль­ным” по отношению к циклическим колебаниям;

государственный бюджет целесообразно балансировать с по­ложительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.

Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объ­ясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности го­сударственных служащих, умножением расходов на военно-про­мышленный комплекс и др. В результате темпы затрат госу­дарства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

Об угрожающих размерах увеличения бюджетного дефицита свидетельствуют статистические данные по ряду стран (табл. 12.1).

Таблица 12.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: