Рейтинг по ИЧР | Страна | Ожидаемая продолжительность жизни | Уровень грамотности взрослого населения, % | Совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третье- го уровней, % | Реальный ВВП на душу населения (ППС в долл |
Норвегия | 79,6 | 99,0 | 100,0 | ||
Россия | 65,2 | 99,4 | 88,0 |
1. Индекс продолжительности жизни:
для Норвегии (79,6-25)/(85-25) = 0,910
для России (65,2 -25)/(85-25) = 0,670
2. Индекс достигнутого уровня образования основан на предварительной оценке двух показателей:
а) индекса грамотности взрослого населения, величина которого составит:
для Норвегии 0,99 (I12 = (99-0) / (100-0))
для России 0,994 (I12 = (99,4 - 0) / (100-0))
б) индекса валового показателя поступивших в учебные заведения, величина которого составит:
для Норвегии 1,00 (I22 = (100-0) / (100-0))
для России 0,88 (I22 = (88 - 0) / (100-0))
С учетом весомости этих индексов определяется средний индекс достигнутого уровня образования:
для Норвегии I2 = (2 х 0, 99 + 1 х 1,00) / 3 = 0,993
для России I2 = (2х0,994 + 1х 0,88) / 3 = 0,96
3. Индекс скорректированного реального ВВП на душу населения:
• для Норвегии
I3= log(38454)-log(100)/ log(40000)-log(100) =0,990.
• для России
I3= log(9902)-log(100) / log(40000)-log(100) =0,770
Индекс человеческого развития для каждой страны на основе индексов трех составляющих будет равен:
ИЧРНорвегия = (0,910 + 0,993 + 0,990)/3 = 0,965
ИЧРРоссия = (0,670 + 0,960 + 0,770) / 3 = 0,797
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)
Кроме этих приведенных показателей уровень жизни населения характеризует вся система социально-экономических показателей. При этом каждая подсистема показателей дает характеристику отдельного составляющего элемента уровня жизни населения. Для обобщенной характеристики нужен интегральный показатель уровня жизни населения. В настоящее время в качестве такого интегрального показателя стал применяться показатель «индекс развития человеческого потенциала» или индекс человеческого развития (ИРЧП). При расчете ИРЧП учитывается средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.
Определяется ИРЧП по формуле:
или Iирчп = ∑I / З
где i = 1, 2, 3;
I1 — индекс продолжительности жизни;
I2 — индекс уровня образования;
I3 — индекс реального среднедушевого валового внутреннего продукта.
Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле
Xi – фактическое значение i- го показателя;
Xi min и Xi max – минимальное и максимальной значение i- го показателя.
Величина ИРЧП изменяется от нуля до единицы — чем выше значение, тем выше развитие человеческого потенциала. Высокий уровень развития человеческого потенциала имеют страны при значениях ИРЧП равных 0,800 и выше; средний уровень развития – при значениях ИРЧП от 0,500 до 0,799; низкий уровень развития – при значениях ИРЧП менее 0,500.
Развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения возможностей всех людей, а не только части общества. В связи с этим сформировался новый объект экономико-статистических и социологических исследований — социальный пол (gender), представляющий собой социально обусловленную конструкцию, отражающую биологический пол. Поэтому чрезвычайно важным становится изучение гендерного социально-экономического неравенства, т.е. социальных, а не биологических различий в человеческом развитии полов.
Изучение проблем гендерного неравенства и формирование систем показателей в рамках Программы развития ООН ведется по следующим направлениям:
§ продолжительность жизни;
§ материнская смертность;
§ особые потребности женщин в области здравоохранения;
§ преодоление неравенства в сфере образования;
§ экономическая активность и занятость женщин;
§ экономическое признание труда женщин (в том числе анализ отработанного и оплаченного времени); преодоление неравенства в оплате труда;
§ достижение равноправия в политической деятельности.
Обобщающим показателем человеческого развития с учетом гендерного фактора является индекс человеческого развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ), который определяется на основе тех же показателей, что и ИЧР, однако при его расчете основное внимание уделяется неравенству между женщинами и мужчинами.
Воторым показателем, используемым для оценки гендерных различий, является показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ). Вт рамках этого показателя выделяется участие женщин в экономической, политической и производственных областях. Расчет основывается на использовании трех классов переменных:
§ способность распоряжаться экономическими ресурсами, основанная на трудовом доходе и определяемая доходом на душу населения;
§ доступ к возможностям в области производства и участие в принятии решений вы области экономики. Эта переменная характеризуется долей рабочих мест, относящихся по классификации к административным, профессиональным и техническим;
§ доступность к возможностям в области политики и участие в принятии политических решений – доля мест в парламенте.
Индекс развития человеческого потенциала также обеспечивает возможность проведения мониторинга основных показателей качества жизни и ранжирования регионов по качеству жизни.
ИРЧП целесообразно использовать для проведения дифференцированной региональной социально-экономической политики, анализа потенциала социально-экономической системы.
В 2008 г. Российская Федерация подала заявку на вступление в Организацию экономичского сотрудничества и развития(ОЭСР). Членство в ОЭСР – это знак качества в экономике, аспект престижа, политический аспект. Для этого требуется соответствовать социальным индикаторам ОЭСР:
Здоровье Продолжительность жизни | - Продолжительность предстоящей жизни - Уровень материнской смертности |
Состояние здоровья | - Временная нетрудоспособность - Длительная нетрудоспособность |
Образование и обучение Использование возможностей системы образования | - Непрерывное образование - Обучение взрослых |
Обучение | - Уровень грамотности |
Занятость и каачество трудовой жизни Доступность занятости | - Уровень безработицы - Вынужденная неполная занятость - Отчаявшиеся искать работу |
Качество трудовой жизни | - Средняя продолжительность рабочего времени - Время на дорогу на работу - Оплачиваемый ежегодный отпуск - Гибкий график работы - Распределение заработков - Смертность на рабюочем месте - Нарушение нормальных условий труда |
Время и отдых Использование времени | - Свободное время - Использование свободного времени |
Доступность товаров и услуг Доход | - Распределение дохода - Низкий доход - Материальная необеспеченность |
Богатство | - Распределение богатства |
Физическое окружение Жилищные условия | - Внутренняя жилая площадь -Владение прилегающей территорией - Основные удобства |
Доступность услуг | - Доступность определенных видов услуг |
Нарушения в окружающей среде | - Воздействия загрязнения атмосферы -Воздействия щума |
Социальная среда Социальные связи | - Уровень самоубийств |
Личная безопасность Подверженность риску | - Смертельные случаи - Серьезные травмы |
Явная угроза | - Страх за личную безопасность |
Политическая среда Вовлеченность в общественную политическую жизнь | -Участие в политических партиях -Участие в гражданских общественных организациях - Активность на выборах… |
Необходимо учитывать, что ИЧР не является показателем, котрый можно максимизировать только за счет механического увеличения какого-либо показателя и пренебрежением всеми остальными. Анализ человеческого развития должен быть направлен на разработку программ снижения неравенства групп людей, совершенствования потребностей, обеспечения развития наиболее уязвимых регионов с целью достижения сбалансированности отдельных составляющих развития человеческого потенциала.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите группы показателей, формирующих понятие «уровень жизни».
2. Назовите основные показатели, характеризующие уровень доходов населения, и объясните, как они взаимосвязаны.
3. Назовите статистические показатели, характеризующие денежные доходы населения, их уровень и структуру.
4. Назовите статистические показатели, характеризующие расходы населения.
5. Как определяется совокупный доход домашнего хозяйства?
6. Как проводится изучение дифференциации и концентрации доходов населения?
7. Как определяется уровень реальной заработной платы и реальных доходов?
8. Какие статистические показатели используются для характеристики уровня и динамики потребления материальных благ и услуг?
9. Назовите основные показатели, характеризующие уровень благосостояния населения.
10. Перечислите основные отрасли, входящие в социальную сферу.
11. Назовите основные показатели, характеризующие такие отрасли, как образование, культура и искусство.
12. Назовите основные показатели, характеризующие сферу здравоохранения, туризма, отдыха, физкультуры и спорта.
13. Назовите основные показатели, характеризующие научную, инновационную отрасли, а также жилищно-коммунальное хозяйство.
14. Что представляет собой концепция человеческого развития и на каких принципах она основывается?
15. Какие обобщающие показатели используются для оценки динамики и сопоставления стран по уровню человеческого развития?
16. Какие задачи решаются с использованием индекса человеческого развития?
17. На основе каких компонентов рассчитывается ИЧР?
18. Какие показатели используются для оценки тендерного неравенства?
19. Каковы основные направления изучения региональных различий в развитии человеческого потенциала в Российской Федерации и особенности расчета региональных индексов?