Данные для расчета ИЧР за 2004 г

Рейтинг по ИЧР Страна Ожидаемая продолжи­тельность жизни Уровень грамот­ности взрослого населения, % Совокупный ва­ловой показатель числа поступив­ших в учебные за­ведения первого, второго и третье- го уровней, % Реальный ВВП на душу на­селения (ППС в долл
  Норвегия 79,6 99,0 100,0  
  Россия 65,2 99,4 88,0  

1. Индекс продолжительности жизни:

для Норвегии (79,6-25)/(85-25) = 0,910

для России (65,2 -25)/(85-25) = 0,670

2. Индекс достигнутого уровня образования основан на предварительной оценке двух показателей:

а) индекса грамотности взрослого населения, величина которого со­ставит:

для Норвегии 0,99 (I12 = (99-0) / (100-0))

для России 0,994 (I12 = (99,4 - 0) / (100-0))

б) индекса валового показателя поступивших в учебные заведения, величина которого составит:

для Норвегии 1,00 (I22 = (100-0) / (100-0))

для России 0,88 (I22 = (88 - 0) / (100-0))

С учетом весомости этих индексов определяется средний индекс достигнутого уровня образования:

для Норвегии I2 = (2 х 0, 99 + 1 х 1,00) / 3 = 0,993

для России I2 = (2х0,994 + 1х 0,88) / 3 = 0,96

3. Индекс скорректированного реального ВВП на душу населения:

• для Норвегии

I3= log(38454)-log(100)/ log(40000)-log(100) =0,990.

• для России

I3= log(9902)-log(100) / log(40000)-log(100) =0,770

Индекс человеческого развития для каждой страны на основе индексов трех составляющих будет равен:

ИЧРНорвегия = (0,910 + 0,993 + 0,990)/3 = 0,965

ИЧРРоссия = (0,670 + 0,960 + 0,770) / 3 = 0,797

Ин­декс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Кроме этих приведенных показателей уровень жизни населения характеризует вся система социально-экономических показателей. При этом каждая подсистема показателей дает характеристику отдельного составляющего элемента уровня жизни населения. Для обобщенной характеристики нужен интегральный показатель уровня жизни населения. В настоящее время в качестве такого интегрального показателя стал применяться показатель «индекс развития человеческого потенциала» или индекс человеческого развития (ИРЧП). При расчете ИРЧП учитывается средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.

Определяется ИРЧП по формуле:

или Iирчп = ∑I / З

где i = 1, 2, 3;

I1 — индекс продолжительности жизни;

I2 — индекс уровня образования;

I3 — индекс реального среднедушевого валового внутрен­него продукта.

Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле

Xi – фактическое значение i- го показателя;

Xi min и Xi max – минимальное и максимальной значение i- го показателя.

Величина ИРЧП изменяется от нуля до единицы — чем выше значение, тем выше развитие человеческого потенциала. Высокий уровень развития человеческого потенциала имеют страны при значениях ИРЧП равных 0,800 и выше; средний уровень развития – при значениях ИРЧП от 0,500 до 0,799; низкий уровень развития – при значениях ИРЧП менее 0,500.

Развитие человеческого потенциала представляет собой процесс рас­ширения возможностей всех людей, а не только части общества. В связи с этим сформировался новый объект экономико-статистических и социологических исследований — социальный пол (gender), представ­ляющий собой социально обусловленную конструкцию, отражающую биологический пол. Поэтому чрезвычайно важным становится изучение гендерного социально-экономического неравенства, т.е. социальных, а не биологических различий в человеческом развитии полов.

Изучение проблем гендерного неравенства и формирование систем показателей в рамках Программы развития ООН ведется по следующим направлениям:

§ продолжительность жизни;

§ материнская смертность;

§ особые потребности женщин в области здравоохранения;

§ преодоление неравенства в сфере образования;

§ экономическая активность и занятость женщин;

§ экономическое признание труда женщин (в том числе анализ от­работанного и оплаченного времени); преодоление неравенства в оплате труда;

§ достижение равноправия в политической деятельности.

Обобщающим показателем человеческого развития с учетом гендерного фактора является индекс человеческого развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ), который определяется на основе тех же показателей, что и ИЧР, однако при его расчете основное внимание уделяется неравен­ству между женщинами и мужчинами.

Воторым показателем, используемым для оценки гендерных различий, является показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ). Вт рамках этого показателя выделяется участие женщин в экономической, политической и производственных областях. Расчет основывается на использовании трех классов переменных:

§ способность распоряжаться экономическими ресурсами, основанная на трудовом доходе и определяемая доходом на душу населения;

§ доступ к возможностям в области производства и участие в принятии решений вы области экономики. Эта переменная характеризуется долей рабочих мест, относящихся по классификации к административным, профессиональным и техническим;

§ доступность к возможностям в области политики и участие в принятии политических решений – доля мест в парламенте.

Индекс развития человеческого потенциала также обеспечивает возможность проведения мониторинга основных показателей качества жизни и ранжирования регионов по качеству жизни.

ИРЧП целесообразно использовать для проведения дифференцированной региональной социально-экономической политики, анализа потенциала социально-экономической системы.

В 2008 г. Российская Федерация подала заявку на вступление в Организацию экономичского сотрудничества и развития(ОЭСР). Членство в ОЭСР – это знак качества в экономике, аспект престижа, политический аспект. Для этого требуется соответствовать социальным индикаторам ОЭСР:

Здоровье Продолжительность жизни   - Продолжительность предстоящей жизни - Уровень материнской смертности
Состояние здоровья - Временная нетрудоспособность - Длительная нетрудоспособность
Образование и обучение Использование возможностей системы образования   - Непрерывное образование - Обучение взрослых
Обучение - Уровень грамотности
Занятость и каачество трудовой жизни Доступность занятости   - Уровень безработицы - Вынужденная неполная занятость - Отчаявшиеся искать работу
Качество трудовой жизни - Средняя продолжительность рабочего времени - Время на дорогу на работу - Оплачиваемый ежегодный отпуск - Гибкий график работы - Распределение заработков - Смертность на рабюочем месте - Нарушение нормальных условий труда
Время и отдых Использование времени   - Свободное время - Использование свободного времени
Доступность товаров и услуг Доход   - Распределение дохода - Низкий доход - Материальная необеспеченность
Богатство - Распределение богатства
Физическое окружение Жилищные условия   - Внутренняя жилая площадь -Владение прилегающей территорией - Основные удобства
Доступность услуг - Доступность определенных видов услуг
Нарушения в окружающей среде - Воздействия загрязнения атмосферы -Воздействия щума
Социальная среда Социальные связи   - Уровень самоубийств
Личная безопасность Подверженность риску   - Смертельные случаи - Серьезные травмы
Явная угроза - Страх за личную безопасность
Политическая среда Вовлеченность в общественную политическую жизнь   -Участие в политических партиях -Участие в гражданских общественных организациях - Активность на выборах…

Необходимо учитывать, что ИЧР не является показателем, котрый можно максимизировать только за счет механического увеличения какого-либо показателя и пренебрежением всеми остальными. Анализ человеческого развития должен быть направлен на разработку программ снижения неравенства групп людей, совершенствования потребностей, обеспечения развития наиболее уязвимых регионов с целью достижения сбалансированности отдельных составляющих развития человеческого потенциала.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите группы показателей, формирующих понятие «уровень жизни».

2. Назовите основные показатели, характеризующие уровень доходов населения, и объясните, как они взаимосвязаны.

3. Назовите статистические показатели, характеризующие денежные до­ходы населения, их уровень и структуру.

4. Назовите статистические показатели, характеризующие расходы насе­ления.

5. Как определяется совокупный доход домашнего хозяйства?

6. Как проводится изучение дифференциации и концентрации доходов населения?

7. Как определяется уровень реальной заработной платы и реальных до­ходов?

8. Какие статистические показатели используются для характеристики уровня и динамики потребления материальных благ и услуг?

9. Назовите основные показатели, характеризующие уровень благосос­тояния населения.

10. Перечислите основные отрасли, входящие в социальную сферу.

11. Назовите основные показатели, характеризующие такие отрасли, как образование, культура и искусство.

12. Назовите основные показатели, характеризующие сферу здравоохра­нения, туризма, отдыха, физкультуры и спорта.

13. Назовите основные показатели, характеризующие научную, инноваци­онную отрасли, а также жилищно-коммунальное хозяйство.

14. Что представляет собой концепция человеческого развития и на каких принципах она основывается?

15. Какие обобщающие показатели используются для оценки динамики и сопо­ставления стран по уровню человеческого развития?

16. Какие задачи решаются с использованием индекса человеческого развития?

17. На основе каких компонентов рассчитывается ИЧР?

18. Какие показатели используются для оценки тендерного неравенства?

19. Каковы основные направления изучения региональных различий в разви­тии человеческого потенциала в Российской Федерации и особенности расчета региональных индексов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: