Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В узком смысле слова культура – это не всякая человеческая деятельность и её результаты, а только то, что способствует физическому и духовному совершенствованию человека




1. Адаптивная функция.Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. С биологической точки зрения человек является несовершенным животным, плохо приспособленным к миру. Чтобы выжить, человек вынужден создавать вокруг себя искусственную среду – культуру. В разных природных условиях появляются и разные «защитные слои» человека – формы культуры, обладающие этническим своеобразием. В ходе истории человек как биологический вид Homo Sapiens не изменяется, остаётся одним и тем же, а адаптация к окружающему миру происходит посредством постоянного развития культуры.

2. Информационная функция. Культура является хранилищем социально значимой информации. Информация кодируется в знаках, в роли которых могут выступать действия человека, естественный язык, искусственные языки (язык науки, язык искусства и др.), артефакты. У животных опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется потомками, объём информации, имеющийся в распоряжении вида, не увеличивается. У людей социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Информация накапливается в культуре, происходит ее умножение и, благодаря этому, общество непрерывно изменяется, развивается, причём, всё более быстрыми темпами.

3. Социализирующая(очеловечивающая)функция. Человек становится человеком и полноправным членом социума только в результате усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих его на выполнение определенных социальных ролей.

2. Мораль как форма духовной культуры

Мораль – это система норм поведения людей, принятых в обществе.Мораль возникла как противовес врождённым эгоистичным и агрессивным инстинктам человека, и основное её предназначение – облегчить совместную жизнь людям. Она ориентирует людей на принятие во внимание не только своих интересов, но и интересов окружающих, учит их согласовывать.

Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что уже у животных есть не только личный, но и видовой инстинкт самосохранения, который обусловливает взаимопомощь, сотрудничество и даже самопожертвование ради других. На базе этого социального инстинкта у людей постепенно складывались нормы поведения в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи, неподчинение вождю во время охоты и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». Посредством талиона следили за тем, чтобы месть, считавшаяся обязательной, не превосходила нанесённого ущерба. В аграрных цивилизациях в середине I тысячелетия до нашей эры появляется «золотое правило нравственности». Религиозная концепция происхождения морали утверждает, что её нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.




В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. Моральные ценности и нормы имеют свою специфику в локальных культурах. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание и сосуществование представителей разных культур.

Мораль изучает такая философская наука как этика.Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.

3. Религия

Религияэто система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное.По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. Верующиесчитают, что религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, человека с Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом.



Неверующие считают, что религия является результатом фантазии, плодом воображения людей. Ее появление и существование объясняется рядом причин:

1) неспособность людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений. Религия предлагает свой вариант картины мира, элементом которой является сверхъестественное. Ссылкой на сверхъестественное объясняются непонятные феномены (чудеса);

2) неспособность людей добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации. Религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни, дает утешение в горе, надежду на чудо, силы преодолевать жизненные невзгоды.

3) заинтересованность определенных общественных групп, прежде всего, государственной власти, в существовании религии и церкви. Религия выступает как духовная сила, способствующая укреплению порядка и стабильности в обществе.Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.

Следует отметить, что религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.

Неверующие считают, что религия имеет временный характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.

В структуре религии выделяют вероучение, культ и религиозную организацию. Вероучение – это совокупность воззрений о Боге, устройстве мира, правилах жизни человека и общества и т.п., излагаемых в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и т.д.). Культ– это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). Религиозная организация– это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на клир (иерархию священников) и простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.

В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Следует отметить, что существует достаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести к серьезным психическим расстройствам и деградации личности.

4. Искусство

Искусство – это сфера художественной деятельности (деятельности по канонам красоты) и ее продуктов – художественных произведений. Искусство изучает такая философская наука как эстетика. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.

Искусство появляется в первобытном обществе для того, чтобы помогать решать какие-то практические задачи: способствовать успеху в охоте, войне, во взаимоотношениях с природными силами, животными, растениями и т.д. Впоследствии количество функций искусства возросло. Во-первых, оно является средством отдыха и развлечения. Во-вторых, искусство выполняет воспитательную функцию. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни», показывающий образец действий, пример для подражания. В-третьих, искусство выполняет идеологическую функцию. Власть всегда старалась поставить искусство на службу себе, чтобы с его помощью внушать подданным необходимые политические, религиозные, нравственные и прочие чувства и идеи. В-четвертых, искусство выполняет познавательную функцию. Знакомство с художественными произведениями является хорошим средством познания особенностей различных эпох и обществ.

Главной функцией искусства является эмотивная функцияспособность воздействовать на сферу человеческих эмоций, вызывать гамму самых разнообразных чувств, заставлять переживать искусственно создаваемые события и ситуации.С помощью искусства люди получают добавочные эмоции для удовлетворения «эмоционального голода», возможность прожить «дополнительные жизни».

В зависимости от материала, используемого для создания художественного образа, выделяют различные виды искусства, которые можно объединить в 4 группы.

1) Визуальные искусства (воспринимаемые зрением) – это живопись, скульптура, художественная фотография, архитектура, парковое искусство, дизайн и др.

2) Аудиальные искусства (воспринимаемые слухом) – это вокальная и инструментальная музыка.

3) Словесные искусства – литература (поэзия и проза), живое слово.

4) Синтетические искусства – театр, эстрада, цирк, кино и др.

Различают также классическое и постклассическое искусство. Классическим считается европейское искусство с античности до рубежа 19-20 вв. Для него характерна реалистическая манера отображения действительности с установкой на образцовость, что означает ориентацию на прекрасный идеал, стремление своим творчеством оказывать облагораживающее воздействие, поиск совершенства в технике исполнения.

Современное постклассическое искусство представляет собой не столько отражение окружающей действительности, сколько выражение внутренних переживаний автора-исполнителя. Оно уже не стремится воспитывать, а делает ставку на развлечение, удивление, шокирование публики. Современное искусство эклектично сочетает элементы различных этнических, религиозных, исторических и других культурных миров, стилей, направлений и форм художественного творчества. Постклассическое искусство не вытеснило из современной художественной культуры классическое искусство, которое продолжает задавать определенные образцы художественного творчества, оказывающее воздействие на авангардное искусство.

Тема 20.Наука и техника в истории цивилизации





Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 461; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9859 - | 7421 - или читать все...

Читайте также:

  1. A. Игра «Органы чувств человека»
  2. APUD-система организма человека
  3. B K- и r-стратегии популяций. Способы регуляции численности у человека. Механизм современного демографического перехода
  4. B Основные виды негативного воздействия человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы
  5. B Основные этапы эволюции человека
  6. B Парниковый эффект и парниковые газы. Радиационный баланс. Роль человека в современных изменениях климата и деятельность по предотвращению их последствий
  7. B Половой отбор как важный инструмент эволюции у человека и высших животных. Примеры
  8. B Характер роста популяции человека от палеолита до современного периода. Доказательства и объяснения геометрического роста популяции человека
  9. C). комменсализм. $$$61. Государственная или общественная экспертиза планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельностью с целью предотвращения ее негативных влияний на
  10. I. ВВЕДЕНИЕ. Город – особая материально-пространственная среда, в которой протекает производственная, бытовая и общественная деятельность людей
  11. I. Смысл слова
  12. II. 6.4. Основные виды деятельности и их развитие у человека


 

34.226.234.20 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.