Гипотеза о системе «Я»

Третье кольцо на рис. 7 обозначено как SS, или система «Я». В принципе, эта система представляет собой размытую, недиф­ференцированную, полусознательную (а зачастую и бессозна­тельную) часть личности. Эта система близка к той сущности, которую Юнг и Салливан описывают как «Я» (самость) и кото­рую обычный человек (не психолог) назовет «Я сам» или «На­стоящий я». В этом смысле она является скорее ценным приоб­ретением, нежели биологическим наследием, хотя предполага­ется, что у каждого индивидуума имеется огромный потенциал для развития своей базовой индивидуальности во всей ее непо­вторимости и глубине. На наш взгляд, лишь немногие люди до­стигли осознания возможностей, открывающихся при развитии «Я» и обращении к своей базовой индивидуальности, к системе своего «Я».

Достижение зрелости системы «Я» — одна из главных целей психотерапевтического консультирования. Окончательное ее достижение лучше всего описывается концепцией «самоактуа­лизации» у Маслоу и Гольдштейна или концепцией «полностью функционирующей личности» у Роджерса, которые обсуждают­ся в главе 4. Религиозный опыт, в его широком понимании, по-видимому, переживается именно на этом, творческом, уровне личности, где достигается ощущение единства со вселенной, слияния с нею.

В незрелой (согласно нашему определению) личности по­верхностные (или сознательные) и глубинные (или бессозна­тельные) элементы личности остаются разрозненными, не свя­занными друг с другом. У зрелой личности система «Я» (самость) становится средоточием личностного развития. Именно в сис­теме «Я», а не в эго-системе и не в защитной системе происхо­дит это личностное развитие. Для незрелой же личности харак­терна тенденция развиваться за счет эго-системы.

Потребность в развитии системы «Я» проявляется в поздней юности, когда, например, молодой человек, приближающийся к 20-летнему возрасту, присматривается к себе и проявляет боль­ше интереса к социальным идеалам и внутренним ценностям. Как представляется, этот интерес быстро слабеет из-за проблем начинающегося взросления, когда он вынужден больше при­сматриваться к окружающему миру в поисках полезных возмож­ностей, скажем, при выборе профессии и в начале профессио­нальной карьеры. Затем, в среднем возрасте, когда индивидуум хотя бы минимально овладел контролем над своими внешними условиями жизни, он склонен к поискам контроля внутреннего типа, выражающегося в объединении его эго-системы и систе­мы «Я», а также в осознании своей неповторимой индивидуаль­ности. Очевидно, что ни один человек не в состоянии полностью осознать свою неповторимую базовую индивидуальность; тем не менее, эта идея Юнга рассматривается нами в качестве частично достижимой личной и психотерапевтической цели.

Из вышесказанного следует, что в системе «Я» локализуется система ценностей индивидуума. Жизненные надежды, цели и ценности человека, по-видимому, появляются и кристаллизу­ются именно на этом уровне. Поскольку упомянутые нами ха­рактеристики личности относительно устойчивы и систематиче­ски последовательны в жизни взрослого человека, они действуют в качестве мощных мотивационных сил внутри личности. Одна из целей психотерапевта заключается в том, чтобы внимательно изучить систему ценностей клиента и помочь ему перевести ее в более явную форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: