Стадия 1 — осознание потребности в помощи

В типичном случае клиент обращается за психологической помощью в связи с негативными ощущениями. Он ощущает, что ему не хватает информации или компетентности, чтобы спра­виться с некой жизненной проблемой. Нередко его чувство, что он нетакой как все, и желание хоть как-то изменить свое нынеш­нее «Я» порождают состояние напряжения и смутно гнетущего страха, что что-то нетак. Некоторые, однако, обращаются к пси­хотерапевту просто из любопытства или стараясь выполнить обя­зательства по отношению к кому-то, кто считает, что у них суще­ствуют проблемы.

Чтобы психологическое консультирование оказалось эффек­тивным, должны быть выполнены определенные условия. Го­воря вкратце, клиенту следует:

1. Осознавать упомянутые выше негативные чувства.

2. Желать и ждать изменений как своей личности, так и про­блемной ситуации.

3. Признавать эмоциональный характер своей проблемы.

4. Признавать возможности и ограничения психологическо­го консультирования, чтобы в результате научиться помогать самому себе.

5. Добровольно обратиться к консультанту.

Подробнее об этом говорится в следующей главе, посвящен­ной подготовке к консультациям.

Каждая стадия процесса имеет определенное назначение и нацелена на выполнение конкретных задач. Цели первой ста­дии перечислены выше в качестве предварительных условий, которые должны быть выполнены, прежде чем можно будет приступить к установлению взаимоотношений.

Стадия 2установление взаимоотношений и преодоление резистентности

Мост взаимоотношений

Нам не известно ни о каких разногласиях или опроверга­ющих свидетельствах относительно того утверждения, что ус­тановление эмоционально теплых, доброжелательных, сочув­ственных взаимоотношений играет первостепенную роль в консультационном процессе. Развитие рабочих отношений, ха­рактеризующихся взаимной симпатией, доверием и уважени­ем, является одной из главнейших задач консультанта. Консуль­тант должен выстроить определенный «мост» или «туннель», с помощью которого клиент будет воспринимать его как могу­щественного союзника в борьбе с имеющимися проблемами. Эта задача проиллюстрирована на рис. 10.

Консультант

или психотерапевт

Рис. 10. Взаимоотношения и раскрытие системы внешней защиты

Разнообразные техники, посредством которых осуществляет­ся процесс коммуникации, описаны в следующей главе. Здесьже мы только хотим указать, что «туннель» расширяется по мере того, как установки консультанта и клиента становятся более конст­руктивными, а отношения — более доверительными. Благодаря этому «туннелю» клиент опирается на зрелого, сильного, конст­руктивно мыслящего союзника-консультанта в борьбе с самим собой и своей средой обитания. Предполагается, что консультант «одалживает» клиенту часть своего Эго. Первым шагом в наведе­нии «моста взаимоотношений» и проникновении через систему-внешней защиты клиента является раскрытие консультантом соб­ственной системы внешней защиты, как указано на рис. 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: