В типичном случае клиент обращается за психологической помощью в связи с негативными ощущениями. Он ощущает, что ему не хватает информации или компетентности, чтобы справиться с некой жизненной проблемой. Нередко его чувство, что он нетакой как все, и желание хоть как-то изменить свое нынешнее «Я» порождают состояние напряжения и смутно гнетущего страха, что что-то нетак. Некоторые, однако, обращаются к психотерапевту просто из любопытства или стараясь выполнить обязательства по отношению к кому-то, кто считает, что у них существуют проблемы.
Чтобы психологическое консультирование оказалось эффективным, должны быть выполнены определенные условия. Говоря вкратце, клиенту следует:
1. Осознавать упомянутые выше негативные чувства.
2. Желать и ждать изменений как своей личности, так и проблемной ситуации.
3. Признавать эмоциональный характер своей проблемы.
4. Признавать возможности и ограничения психологического консультирования, чтобы в результате научиться помогать самому себе.
|
|
5. Добровольно обратиться к консультанту.
Подробнее об этом говорится в следующей главе, посвященной подготовке к консультациям.
Каждая стадия процесса имеет определенное назначение и нацелена на выполнение конкретных задач. Цели первой стадии перечислены выше в качестве предварительных условий, которые должны быть выполнены, прежде чем можно будет приступить к установлению взаимоотношений.
Стадия 2 — установление взаимоотношений и преодоление резистентности
Мост взаимоотношений
Нам не известно ни о каких разногласиях или опровергающих свидетельствах относительно того утверждения, что установление эмоционально теплых, доброжелательных, сочувственных взаимоотношений играет первостепенную роль в консультационном процессе. Развитие рабочих отношений, характеризующихся взаимной симпатией, доверием и уважением, является одной из главнейших задач консультанта. Консультант должен выстроить определенный «мост» или «туннель», с помощью которого клиент будет воспринимать его как могущественного союзника в борьбе с имеющимися проблемами. Эта задача проиллюстрирована на рис. 10.
Консультант
или психотерапевт
Рис. 10. Взаимоотношения и раскрытие системы внешней защиты
Разнообразные техники, посредством которых осуществляется процесс коммуникации, описаны в следующей главе. Здесьже мы только хотим указать, что «туннель» расширяется по мере того, как установки консультанта и клиента становятся более конструктивными, а отношения — более доверительными. Благодаря этому «туннелю» клиент опирается на зрелого, сильного, конструктивно мыслящего союзника-консультанта в борьбе с самим собой и своей средой обитания. Предполагается, что консультант «одалживает» клиенту часть своего Эго. Первым шагом в наведении «моста взаимоотношений» и проникновении через систему-внешней защиты клиента является раскрытие консультантом собственной системы внешней защиты, как указано на рис. 10.