Лев Семенович Выготский
Психология искусства
«Л. С. Выготский. Психология искусства. Издание третье»
Искусство;
Москва; 1986
ISBN 0302060000‑168 КБ‑7‑2‑86 025(01)‑86
Аннотация
Книга выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства» вышла первым изданием в 1965 г., вторым — в 1968 г. и завоевала всеобщее признание. В ней автор резюмирует свои работы 1915‑1922 годов и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный вклад Выготского в науку. «Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства.
Книга рассчитана на специалистов — эстетиков, психологов, искусствоведов, а также на широкий круг читателей.
| Оглавление |
| Предисловие |
| К методологии вопроса |
| Глава I. Психологическая проблема искусства «Эстетика сверху» и «эстетика снизу». Марксистская теория искусства и психология. Социальная и индивидуальная психология искусства. Субъективная и объективная психология искусства. Объективно-аналитический метод, его применение. |
| Критика |
| Глава II. Искусство как познание Принципы критики. Искусство как познание. Интеллектуализм этой формулы. Критика теории образности. Практические результаты этой теории. Непонимание психологии формы. Зависимость от ассоциативной и сенсуалистической психологии. |
| Глава III. Искусство как прием Реакция на интеллектуализм. Искусство как прием. Психология сюжета, героя, литературных идей, чувств. Психологическое противоречие формализма. Непонимание психологии материала. Практика формализма. Элементарный гедонизм. |
| Глава IV. Искусство и психоанализ Бессознательное в психологии искусства. Психоанализ искусства. Непонимание социальной психологии искусства. Критика пансексуализма и инфантильности. Роль сознательных моментов в искусстве. Практическое применение психоаналитического метода. |
| Анализ эстетической реакции |
| Глава V. Анализ басни Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы. |
| Глава VI. «Тонкий яд» Синтез Зерно лирики, эпоса и драмы в басне. Басни Крылова. Синтез басни. Аффективное противоречие как психологическая основа басни. Катастрофа басни. |
| Глава VII Легкое дыхание «Анатомия» и «физиология» рассказа. Диспозиция и композиция. Характеристика материала. Функциональное значение композиции. Вспомогательные приемы. Аффективное противоречие и уничтожение содержания формой. |
| Глава VIII. Трагедия о Гамлете, принце Датском Загадка Гамлета. «Субъективные» и «объективные» решения. Проблема характера Гамлета. Структура трагедии: фабула и сюжет. Идентификация героя. Катастрофа. |
| Психология искусства |
| Глава IX. Искусство как катарсис Теория эмоций и фантазии. Принципы экономии сил. Теория эмоционального тона и вчувствования. Закон «двойного выражения эмоций» и закон «реальности эмоции». Центральный и периферический разряд эмоций. Аффективное противоречие и начало антитезы. Катарсис. Уничтожение содержания формой. |
| Глава X Психология искусства. Проверка формулы. Психология стиха. Лирика, эпос. Герои и действующие лица. Драма. Комическое и трагическое. Театр. Живопись, графика, скульптура, архитектура. |
| Глава XI. Искусство и жизнь Теория заражения. Жизненное значение искусства. Социальное значение искусства. Критика искусства. Искусство и педагогика. Искусство будущего. |
| Приложение |
| И. Бунин. Легкое дыхание |
| Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира |
| Комментарии |
| Литература |
| Указатель имен |
Лев Семенович Выготский






