Металлоремонт обуви
— Постановка на обувь люверсов, заклепок, клепок, хольнитенов
— Металлоремонт молнии
18. Организация процесса обслуживания на предприятиях технического сервиса. Структурная номенклатура услуг предприятия технического сервиса. Прогнозирование и планирование ассортимента предоставляемых услуг.
Техническое обслуживание — главное звено в общей системе мер, направленных на поддержание машин в работоспособном состоянии. Включает комплекс операций, позволяющих избежать преждевременного износа и поломки машин, обеспечивает бесперебойную их работу в течение всего ремонтного срока. От своевременного и качественного проведения технического обслуживания во многом зависят производительность машин, уровень затрат на их эксплуатацию и ремонт.
В каждом хозяйстве один-два раза в год проводится технический (периодический) осмотр машин. Его главная задача — проверить, как выполняются правила использования, технического обслуживания и хранения машин, определить их состояние и техническую готовность.
|
|
Проверка и осмотр машин проводятся специалистами с участием бригадиров и машинистов предприятия. Хорошая организация осмотра, своевременная и тщательная подготовка машин, проверка технической документации, высокая требовательность и объективная оценка фактического состояния техники способствуют лучшей ее сохранности и наибольшей производительности.
Важное значение имеет правильная организация ремонта машин. Для тракторов и комбайнов предусмотрено два вида ремонта: текущий и капитальный; для прицепных и навесных сельскохозяйственных машин — текущий ремонт. Периодичность проведения текущих и капитальных ремонтов для разных машин характеризуется различными показателями. Межремонтные сроки для тракторов выражены в часах работы двигателя и килограммах израсходованного топлива или в гектарах условной пахоты; для комбайнов — в гектарах убранной площади; для остальных сельскохозяйственных машин — в гектарах обработанной или убранной площади.
Полный ремонтный цикл тракторов (время от одного капитального ремонта до другого) включает один капитальный и два текущих ремонта.
Межремонтные сроки работы тракторов (в условных эталонных гектарах) и комбайнов (в гектарах убранной площади) значительно дифференцированы по отдельным зонам страны.
Для остальных сельскохозяйственных машин предусмотрен только текущий ремонт.
Большой эффект дает совершенствование планирования, учета и контроля за ходом выполнения всех видов технического обслуживания и ремонта машин. В связи с этим в хозяйстве, бригаде следует обращать особое внимание на своевременное и правильное составление графиков технического обслуживания тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, учет работ и расход топлива, своевременно и точно заполнять учетные и отчетные документы.
|
|
В плане-графике технического обслуживания и ремонта машин указывают: выработку от последнего капитального или текущего ремонта до начала планируемого периода, объем работ на предстоящий период, календарные сроки проведения технического обслуживания и ремонта машин, установленные с учетом периодичности их выполнения.
План-график позволяет определить число разных видов технического обслуживания и ремонтов, которые следует провести в планируемый период, потребность в запасных частях, отдельных узлах и деталях по рабочим периодам; порядок контроля за сроками и качеством технического обслуживания и ремонта со стороны специалистов; объем ремонтных работ; затраты материально-денежных средств на техническое обслуживание и ремонт.
Немало сельскохозяйственных предприятий техническое обслуживание и ремонт машин практически полностью осуществляют собственными силами. Они имеют центральную ремонтную мастерскую (ЦРМ), центральный машинный двор, пункт технического обслуживания (ПТО) в составе ЦРМ, самостоятельный ПТО в бригаде (на отделении, участке), авто гараж с зонами стоянки, мойки, технического обслуживания машин, центральный склад нефтепродуктов, склады для хранения запасных частей, материалов и др.
Правильное использование тракторов, комбайнов, автомобилей, рабочих машин и орудий зависит от условий их хранения. Один из главных путей решения этой проблемы — строительство хорошо оборудованных полевых станов, машинных дворов, площадок с твердым покрытием и т. д. Там, где бережно относятся к технике, сберегаются большие средства на ее обслуживание и ремонт, удлиняется срок службы. Образцовое хранение машин должно стать предметом особой заботы специалистов и работников сельского хозяйства.
Прогрессивной формой организации труда в ремонтных мастерских, на машинных дворах и других объектах являются специализированные бригады и звенья, работающие на принципах хозрасчетного подряда. Прогрессивным является создание на базе действующих объектов производственных внутрихозяйственных кооперативов по техническому обслуживанию, ремонту и хранению машин с правом самостоятельного формирования набора услуг и установления цен на них по мере накопления необходимых средств производства, приобретения соответствующих знаний. Кооператив может полностью обособиться и выйти из состава сельскохозяйственного предприятия.
В нашей стране хороших результатов добиваются агропромышленные комбинаты и объединения, в которых созданы и функционируют единые инженерно-технические службы.
Отличительной чертой плана является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству. Основной целью плана является реализованное событие. Основные характеристики плана:
- волевое и активное воздействие на будущее;
- отражение субъективного представления о будущем;
-является разновидностью управленческой деятельности;
- является дешифратором целевых установок;
- может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельных групп людей;
- представляет собой числовую модель будущего развития;
- предполагает ответственность за осуществление будущего;
- отражает учет условий внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру рынка;
- учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;
- должен быть реальным, то есть выполнимым;
|
|
- определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;
- определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;
- является мотивированной схемой действий на будущее;
- является первопричиной мотиваций персонала и оценки его работы;
- должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;
- может предусматривать меры ответственности для исполнителей;
- должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;
- оформляется документально в письменной форме;
- является внутренним документом фирмы;
- может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;
- утверждается руководством фирмы;
- должен быть достаточно стабильным по времени;
- должен иметь возможности корректировки и адаптации к новым условиям работы.
Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития. На микроуровне объектами планирования являются: спрос, производство, объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.
Субъекты планирования - планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
1.2 Методология планирования
Современные планы отличаются от прошлых прежде всего методологией обоснования. Повышение уровня обоснования планов свидетельствуют о накопленном и используемом опыте научного подхода к разработке образа будущего.
Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам, согласно логике обоснования показателя. То есть в соответствии с методологией планирования.
Методология планирования - это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер и действий, необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.
|
|
К основным принципам планирования относятся:
1. Принцип единства. Означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели.
2. Принцип непрерывности. Определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному плану приходит другой. Принцип касается прежде всего планов различного периода. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования.
3. Принцип гибкости. Означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Кроме того гибкость в планировании означает наличие определенных резервов, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
4. Принцип точности. Требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам. Напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны.
5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости и специалисты извне, партнеры по бизнесу.
1.3 Методы планирования
Второй существенный элемент методологии - это методы планирования. К основным методам планирования относят: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.
Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц). В оной части указываются ресурсы, а в другой направления их использования. В планировании часто применяют такие балансы, как: натуральный, стоимостной, трудовой, межотраслевой и т.д.
Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод имеет недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.
Нормативный метод планирования (метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. Норматив - научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма - обоснованная величина затрат, разработанная фирмой.
Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. В планировании они предусматривают эффект т определенных действий работников по достижению цели.
Сущность экономико-математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях.
Следующий элемент методологии планирования - показатели плана. Показатель плана - это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. По роли в управлении:
- директивные - обязательные для исполнения;
- расчетные - необязательные для исполнения.
2. По экономическому содержанию:
- натуральные;
- стоимостные;
- трудовые.
3. По отношению к деятельности:
- объемные (количественные);
- качественные;
4. По отношению к соизмерителю:
- абсолютные;
- относительные (выраженные по отношению к другому показателю);
5. По роли в экономической работе:
- прогнозные;
- плановые;
- ожидаемого выполнения;
- фактические.
6. По направленности:
- адресные или индивидуализированные;
- обезличенные.
7. По критерию математических вычислений:
- объемные;
- средние;
- приростные;
- предельные;
-индексные.
8. По форме отчетности:
- оперативные;
- статистические;
- бухгалтерские.
2. Внутрифирменное планирование
Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования. Предприятие как первичное звено экономики полностью самостоятельно в разработке своих планов.
Порядок и последовательность разработки плана фирмы осуществляется в несколько этапов:
1. Обоснование целей деятельности.
2. Сбор информации.
3. Проведение экономического анализа.
4. Составление прогнозов.
5. Утверждение и доведение планов до исполнителей.
6. Выполнение плана исполнителями.
7. Мониторинг плана.
После разработки прогнозов спроса, сбыта, разрабатывается главный план фирмы - план маркетинга. Его параметры служат для разработки соответствующих планов:
- сбыта;
- производства;
- прибыли и рентабельности;
- издержек производства и обращения;
- финансового плана;
- по персоналу и др.
Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии. Выбор полностью зависит от решения высшего руководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее.
Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям.