В соответствии с Конституцией Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны, но равноправны они прежде всего по отношению к центру, и это касается выполнения всеми субъектами федеративных взаимоотношений единых правил поведения. Вместе с тем РФ построена по смешанному типу, что предполагает деление государства на основе двух разных принципов:
1. Административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края);
2. Национально-территориальное деление (автономная область, автономные города, республики).
Смешанный принцип государственного устройства является основой того, что субъекты Российской Федерации на практике обладают различным политико-правовым статусом, что является причиной различных противоречий. Так, асимметрия в политико-правовом положении субъектов РФ долгое время приводила к тому, что в субъектах Федерации (особенно в республиках) часто принимались законы, несоответствующие Конституции Российской Федерации или федеральным законам.
Российская Федерация построена по смешанному типу, что предполагает деление государства на основе двух принципов, которые в совокупности являются противоречивыми:
1) административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края);
2) национально-территориальное деление (автономная область, автономные округа, республики).
Далеко не все субъекты Федерации обладают чертами государственных образований. В соответствии с Конституцией РФ и местными законодательными актами:
республика - это национальное государство в составе РФ;
край (область) - административно-территориальное или государственно-территориальное образование;
город федерального значения — населенный пункт;
автономная область (округ) - административно-национальное образование.
83субьектаРФ:21 республика,46 областей,9 краёв,1 автономная область,4 автономных округа,2 города фед значения
В настоящее время иерархия сохраняется. Она выражается, в частности, понятием политико-административного (или конституционно-правового) статуса субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией 1993 г. ст. 65 наивысший статус имеют национальные республики, на следующем уровне иерархии находятся края, области и города федерального значения, далее следуют автономная область и автономные округа.
В советский период иерархия городских и сельских поселений Российской Федерации была выражена в ранжировании всех населенных мест. Возглавляла иерархию Москва, затем следовали Санкт-Петербург, центры автономных республик, краев и областей, города областного, городского, районного подчинения и т. д. Административный статус, отражающий роль и значение населенного пункта в государстве, определял масштабы капитальных вложений в его производственно-экономическую сферу и социально-бытовую инфраструктуру, а также темпы и эффективность его развития.