Федеративное устройство России. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации.

Правовой статус Прокуратуры определен в Законе «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.

Прокуратура появилась в России в результате реформ Петра I более 280 лет назад введением должности генерал-прокурора в 1722 году. Прокуратура Российской Федерации - это система органов, которые от имени России осуществляют надзор за соблюдением в стране Конституции и федеральных законов. Прокуратура — система федеральная, централизованная: в ней нижестоящие прокуроры починяются вышестоящим и Генеральному прокурору.

В систему органов Прокуратуры входят: Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов федерации, городские, районные прокуратуры, специализированные прокуратуры (например, военные).

В органах прокуратуры рассматриваются жалобы и заявления, касаю­щиеся нарушения законов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел суда­ми и при необходимости опротестовывают приговоры (решения) судов. В уголовном суде прокуроры выступают как государственные обвинители.

Прокуроры могут беспрепятственно входить в помещения органов, орга­низаций, юридических лиц, требовать необходимые документы, вызывать должностных лиц и граждан, возбуждать уголовные и административные дела.

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют Деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других.

До 1917 года Россия была унитарным государством. Территория страны в целях управления была разделена на губернии. Россия на протяжении всех предыдущих веков создавалась и строила как унитарное государство.

На III Всероссийском съезде Советов (высшем органе государства) в январе 1918 года Россия была провозглашена федерацией.

После захвата власти большевиками в 1917 году в России начался про­цесс создания национальных автономий, посредством которых ряд наций и народностей обособил свои национальные интересы.

Первыми были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская автоном­ные советские социалистические республики; Чувашская, Карельская, Ма­рийская автономные области (всего более 20). Это были первые шаги на пути к федерализации страны на национальной основе.

Одновременно Россия предоставила независимость Финляндии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии. Бывшие российские окраины Туркестан, закавказские республики (Армения, Грузия, Азербайджан, объединившиеся позднее в Закавказскую Советскую Федеративную
Социалистическую Республику — ЗСФСР) вступили в договорные отношения с Россией.

Союз Советских Социалистических Республик — СССР представлял собой федеративное государство особого рода, в котором на правах суверенных республик объединились Белоруссия, раина, РСФСР, ЗСФСР, позднее — Узбекистан, Туркмения; еще позднее —Казахстан, Киргизия и др. Складывалось единое государство, формально Советский Союз состоял из равноправных республик, ко-•орые обладали правом выхода из СССР. Однако тоталитарный режим, на­рывший страну, не давал никакой возможности развиваться федератив-ым отношениям (и тем более ставить вопрос о выходе). Это была фиктивная Ьедерация, т. е. федерация, не имевшая реального содержания.

В 1936 году в Советском Союзе была принята знаменитая — «самая демократичная в мире» — Конституция. В следующем году аналогичные Конституции были приняты в советских республиках, в том числе в РСФСР.

Федеративный договор не носил конституирующего значения, не со­здавал и не оформлял федерацию, как это иногда понимается в ряде субъектов федерации. Договор всего лишь констатировал факт и разграничил полномо­чия (предметы ведения) между двумя уровнями власти. Поэтому наша Феде­рация как была конституционной (т. е. созданной «сверху» — по конститу­ции), так ею и осталась. Она не превратилась в договорную федерацию.

Принятием новой Конституции России в 1993 году процесс федерали­зации страны был юридически завершен. Началось становление реальной (а не фиктивной) федерации.

Итак, историю становления российского федерализма можно было бы подразделить на следующие, например, этапы:

· период автономизации наций (1918—1922 гг.);

· период становления и утверждения фиктивного федерализма (1922-1990 гг.);

· период строительства реального федерализма (1990 г. — по настоящее время).

5.17. Органы государственной власти субъектов федерации.

Субъекты федерации самостоятельно определяют, какие органы госу­дарственной власти образовать, но система таких органов должна быть ана­логична федеральной и иметь:

а) законодательный (представительный) орган;

б) высший исполнительный орган во главе системы органов исполни­тельной власти;

в) высшее должностное лицо субъекта.

Кроме того, органы субъектов федерации должны соответствовать принципам правового, светского государства, республиканской форме правления.

Законодательные органы государственной власти субъектов являются постоянно действующими высшими органами законодательной власти в субъектах федерации.

Структура и наименование такого органа устанавливается самим субъек­том с учетом исторических, национальных и иных традиций.

В областях/краях законодательные органы называются, как правило, либо Законодательным Собранием, либо Думой.

Не менее половины депутатов в законодательном органе (или одной из палат, если орган — двухпалатный) должны избираться по пропорциональ­ной системе по спискам, выдвинутым избирательными объединениями/блоками. Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет.

Законодательные органы субъектов принимают уставы/конституции и законы; утверждают бюджет субъекта; устанавливают региональные налоги, порядок проведения референдумов, административно-территориальное устройство, структуру исполнительных органов власти субъекта.

Кроме того, законодательные органы назначают на должности судей ставного/конституционного суда субъекта.

В субъектах федерации создается своя система органов исполнительной власти, которая вместе с федеральными органами исполнительной власти образует единую систему исполнительной власти России. Возглавляется система органов исполнительной власти субъекта руководителем высщегЯ
исполнительного органа.

Наименование высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) устанавливается уставом/конституцией субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций.

В области/крае система органов исполнительной власти состоит из де­партаментов и администрации (правительства). Во главе администра­ции стоит, как правило, губернатор. В республиках высшим должност­ным лицом, как правило, является президент (глава), а высшим исполнительным органом — правительство, руководящее работой ми­нистерств и ведомств.

Высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполни­тельного органа) должен избираться законодательным/представительным органом субъекта по представлению Президента России. Срок избрания не может превышать 5 лет (с возможностью переизбрания еще на один срок).

На пост высшего должностного лица субъекта может быть избран лю­бой гражданин России, обладающий пассивным избирательным правом.

Высшее должностное лицо субъекта: подписывает либо отклоняет за­коны субъекта; формирует высший исполнительный орган; может участво­вать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; из­дает постановления/указы и распоряжения.

5.18. Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Власть меж­ду федерацией и субъектами разделена. Это разделение юридически осуще­ствлено в форме разграничения полномочий (предметов ведения).

Все сфе­ры, в которых власть должна принимать решения, поделены на три части:

сферу исключительной компетенции федеральной власти; в вопросах этой сферы решения принимает исключительно центр — федеральная власть;

сферу совместной компетенции федеральной власти и власти субъекта; в вопросах этой сферы решения принимаются совместно;

сферу исключительной компетенции субъекта федерации; в вопросах этой сферы решения принимают исключительно субъекты федерации;

Перечень вопросов, которые входят в каждую из трех сфер, содержится в статьях 71,72,73 Конституции России.

Так, например, в сферу исключительной компетенции федерации (феде­ральной власти) включены: принятие федеральных законов;- установление системы федеральных органов власти; управление федеральной государствен­ной собственностью; таможенное регулирование; ядерная энергетика; дея­тельность в космосе; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отноше­ния России; оборона страны; вопросы защиты государственной границы; судоустройство; уголовное и гражданское законодательство; вопросы амнис­тии и помилования; установление стандартов, эталонов, картографическая службы; статистика и бухучет.

По этим вопросам издавать нормативные акты вправе только федеральные органы: Президент России, Федеральное Собрание, Правительство, министерства/ведомства.

Следует отметить, что субъекты федерации представлены в одной из палат Российского парламента—в Совете Федерации.

В сферу совместной компетенции федерации и субъектов включены, например; следующие вопросы: обеспечение правопорядка; защита национальных меньшинств; вопросы владения, природными ресурсами; охрана окружающей среды; вопросы Звания, культуры; социальное обеспечение; меры по борьбе с эпидемиями; административное, трудовое, семейное законодательство.

К исключительной компетенции субъекта относятся вопросы создания названия органов государственной власти субъекта, принятие бюджета, введение и взимание региональных налогов, управление и распоряжение собственностью субъекта федерации, организация местного самоуправления и установление границ территорий муниципальных образований и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: