Философия Нового Времени

Новое время (XVІІ – XІX вв.) делится на два этапа: вторая половина XVІІ – XVІІІ вв. – время становления и развития Просвещения; XІX век – время расцвета буржуазного общества. Вспомните из школьного курса истории: с какого политического события условно отсчитывают Новое время?

Прежде всего следует объяснить само название "Новое время". Это эпоха нового уровня жизни, развития ее культурной, экономической, социальной и политической составляющих. Нас в первую очередь интересует, естественно, культура Нового времени. Что здесь изменилось? В XVІІ – XVІІІ веках произошло историческое событие: научные знания, локальные научные теории интегрировались в новое автономное культурное образование – науку. Параллельно совершенствовалось образование: оно обрело массовость, государственную опеку, превратилось в элемент политики; по всей Европе распространилась университетская подготовка, университеты перестроили учебные программы с учетом научных достижений, появилось современное инженерное образование. К этому времени относится завершение строительства демократической идеологии, обеспечивающей свободу слова, убеждений гуманистической нацеленности, равный доступ к государственному строительству, труду и т.п. Истоки современного искусства мы также обнаружим там. Добавьте к исторической справке свершение промышленной революции и становление рынка. Даже такое беглое перечисление социально-культурных нововведений позволяет представить произошедшее качественно иным в сравнении с прошлым временем истории. Это было действительно Новое время.

В философии Новое время открывают идеи двух титанов: англичанина Ф. Бэкона (1561-1626 гг.) и француза Р. Декарта (1596-1650 гг.). Первый был материалистом, второй – дуалистом (выясните значение этого термина). Ф. Бэкон разрабатывал в теории познания индуктивный метод восхождения от частного к общему, доказывал преимущества опытного пути к истине; Р.Декарт известен как убежденный сторонник дедукции – движения от общего к частному. Диалог Ф. Бэкона и Р. Декарта способствовал формированию современной научной методологии.

Главные произведения философов: у Ф. Бэкона "Новый Органон", у Р. Декарта – "Рассуждение о методе".

Многие соображения, высказанные авторами этих трудов, по-прежнему актуальны. К примеру, их характеристика истинного знания. Для Ф. Бэкона истина – результат анализа и обобщения знаний фактов. Р. Декарт называл истинным знание, доказанное на основе научной теории. Сами названия "теория", "теорема" происходят от сочетания слов "божественное" и "знание".

Оба мыслителя в познании делали ставку на разум, а не веру. Они не являлись атеистами, просто поставили религию на свое место в культуре, отделив веру от разума. Разум в эпоху Просвещения освободился от религиозных оков и мифологического наследства, вероятно, впервые в своей истории. И плоды просвещения не заставили себя ждать. Ускорился темп общественного прогресса, демократические преобразования охватили Европу.

Просвещение существенно помогло культурному европейскому движению и распространило свободу философских поисков смысла человеческой жизни. Философию в этом плане можно сравнить с "высокой модой", образцы которой популярные кутюрье демонстрирует на своих показах. Совсем не обязательно покупать то, что вы видите. Задача высокой моды заключается не в том, чтобы одеть и обуть человека, как это делается в бутиках, а направить чувства и мысли потребителя на то, что будет определяющим в одежде и обуви на грядущее время – размерность, цвета, фурнитура, материалы. Так и философия раскрывает человеку ценности, владение которыми сделает его современной личностью и поможет проектировать будущее. В этом ее просветительская суть, и не удивительно, что Просвещение опиралось на философские учения. По сути дела впервые философия сделалась основанием – идейным и реальным – политики. Государство оценило значение философских знаний для общественного развития.

Новому времени пришлась "ко двору" и еще одна особенность философского познания – способность с помощью философии отрешиться от бытовой суеты, захлестывающей человека, растворяющей наши чувства и мысли в среде жизненных мелочей. Быт, с его подвижными, меняющимися деталями, – естественное наше состояние, но опасно оказаться в его заложниках, растерять в частностях целостность натуры. Бытовая суета должна знать свое место в жизни каждого из нас, тогда она жизненно значима.

Религия подсказывала: освободиться от суетного и бренного можно только в церкви, в молитвах. Философия же в отличие от религии советует не бежать от жизненных бытовых, производственных проблем. Их нужно подчинить смыслу жизни.

В Новое время обновилось все – от быта до высших идеалов, философия из удела избранных трансформировалась в массовое сознание. Свобода, равенство, братство – идеи, рожденные в недрах философии – стали народными и повели на штурм Бастилии, оплота старого мира, в ходе самой решительной из буржуазных революций. Вместе с тем превращение в составляющую сознания обнажило недостатки и самого философского знания, потребовало большей определенности, критичности, понятности. Доступность пропорциональна совершенству. Гениальные идеи просты, демократичны.

Ведущие философы Нового времени Великобритании:

Ф. Бэкон – основоположник философского эмпиризма в Новое время. Серьезно пытался объяснить причины затруднений и ошибок («идолов») в познании, материалист.

Дж. Локк (1632-1709) – сторонник эмпиризма, высказал идею разделения «первичных» и «вторичных» качеств вещей, разработал теории «естественного права» и «общественного договора». Материалист. Идеолог либерализма.

Т. Гоббс (1588-1679) – разработчик теории «общественного договора», стремился построить законченную систему материалистического понимания мира на основе механики и геометрии.

Дж. Беркли (1685-1753) – представитель крайнего субъективного идеализма, приводящего к солипсизму, пытался восстановить авторитет веры, дать теологическую оценку учению И. Ньютона.

Д. Юм (1711-1776) – сформировал принципы агностицизма (скептицизма). И. Кант говорил, что его мысль пробудил именно Д. Юм своим критическим анализом процесса познания. Юм ввел понятие «естественной религии».

Большинство французских философов были материалистами и в основном защищали интересы опытно полученного знания, т.е. поддерживали эмпирический принцип – нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах. Эмпиризм во Франции более известен как сенсуализм. Французское просвещение принято считать началом революционных преобразований в стране. Характерным признаком французского материализма, противопоставляющим его английской, немецкой, отчасти и российской, философии являлся воинствующий антиклерикализм. Французские мыслители Просвещения отстаивали идею несовместимости разума с верой, выступая за союз философии с наукой. Ведущие философы Франции:

Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778) – был близок к эпикурейским идеям, саркастичен, критиковал церковь и абсолютизм.

Ш. Монтескье (1689-1755) – разработал принцип разделения властей, был убежден, что дух народа и характер общественной организации обусловлены природными обстоятельствами, был сторонником «географического детерминизма». Отрицал мировоззренческое значение религии, но высказывался за «функциональную роль религии».

Д. Дидро (1713-1784) – лидер энциклопедистов, ближе всех подошел к диалектической форме материализма. В теории познания сенсуалист, оптимист; критиковал все виды агностицизма, схоластическое толкование истины, активно продвигал в жизнь научные знания. Верил в возможности конституционной монархии, но не исключал и республиканскую форму государственного управления, полагая, что все зависит от особенности страны и народа. Себялюбие полагал главным мотивом деятельности человека, однако не сводил мотивации к эгоистическому началу.

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) – сотрудничал с Дидро в организации издания энциклопедии. Материалист, но не последовательный, сенсуалист. (При подготовке обратите внимание на своеобразие теории познания Руссо, границы его сенсуализма). Сторонник теории «общественного договора». Ряд произведений посвятил организации воспитания и просвещения. Интерес представляет критическое отношение Руссо к науке и технике.

К. Гельвеций (1715-1771) – материалист, в теории познания сенсуалист и оптимист, критиковал идеализм, агностицизм, вплотную подошел к диалектико-материалистическому пониманию сознания, рассматривал все как свойство высокоорганизованной материи. Разрабатывал идеи близкие к утопическому социализму.

П. Гольбах (1723-1789) – энциклопедист, соратник Дидро и Гельвеция, имел всестороннюю естественнонаучную подготовку, материалист механического толка, но с элементами диалектики, в частности, в определении материи и в разработки принципа единства материи и движения. В теории познания – сенсуалист. В социологии – критик феодализма.

Э. Кондильяк (1715-1780) – энциклопедист, непоследовательный материалист, испытал в теории познания влияние Локка, сенсуалист. Отрицал врожденные знания, признаваемые Декартом. Внес вклад в развитие логики, психологии.

Ж. Ламетри (1709-1751) – автор книг «Человек-машина» и «Человек-растение». Подумайте: что можно предположить относительно его понимания мира уже на основе названий трудов философа?

Ведущим философом Нидерландов считался Б. Спиноза.

Б. Спиноза (1632-1677) – пантеист, разрабатывал содержание фундаментальных онтологических понятий: «субстанция», «атрибут» и «модус». В главной работе «Этика» он попытался выстроить геометрическую модель мира, используя такие формы, как теорема, следствие, доказательство (подумайте, где мы уже встречали подобный подход).

Ведущие философы Германии:

Г. Лейбниц (1646 - 1716) – немецкий философ-идеалист, выдающийся математик, предшественник немецкой классической философии. Делил мир на «истинно сущий» – умопостигаемый и «феноменальный», являющийся в чувствах, т.е. физический. (Кого бы Вы назвали предшественником самого Лейбница?) Первоэлементы бытия – неделимые, бесчисленные, психически деятельные субстанции; Лейбниц назвал их «монадами», т.е. «единицами» бытия. В теории познания был рационалистом. Был знаком с Петром I и многое сделал для развития науки в России.

Х. Вольф (1679-1754) – идеолог раннего Просвещения, учитель М.В. Ломоносова. Под влиянием Г. Лейбница пытался построить целостную систему философских знаний. Различал теоретическое и эмпирическое знания. Не признавал учения Лейбница о монадах. Идеалист. В теории познания – рационалист. Ввел в этику принцип «естественной морали», разделял принцип «естественного права».

В. Гёте (1749-1832) – классик в нескольких областях знаний: великий поэт, публицист, теоретик искусства; выдающийся ученый, отметившийся открытиями в биологии и физике, философ, гуманист, просветитель. По существу, материалист, сторонник опытного знания в гносеологии.

О ведущих мыслителях Просвещения в России будет рассказано в разделе «Русская философия».

Задумайтесь над вопросом: не задержалось ли в истории человечества наступление Нового времени, могло ли Просвещение, с которого началась эта эпоха, проявиться раньше? Подсказка: культурное развитие личности и общества происходит неравномерно, однако в нем есть свои закономерности. Индивидуальное и общественное сознание имеют различную субъектную основу. Именно в ней и следует искать ключи к разгадке тайн движения во времени человеческой мысли в ее обобщенном выражении.

Центральные проблемы философии данного периода:

• Свобода личности и ее обеспечение;

• Разум и его роль в достижении свободы личности и общественного движения;

• Просвещение как средство активизации разума;

• Личность и общество, право и долг;

• Место науки, философии и искусства в развитии человечества, сциентизм против мистицизма;

• Соотношение науки и философского миропонимания;

• Пути демократического преобразования общества:

Важнейшие идеи:

• Свобода – необходимое условие развития личности и общества;

• Условием самой свободы является разумность личности, осознание ею своего долга;

• Путь к разумности деятельности человека проходит через просвещение. Просвещение открывает действительные знания и нравственные ценности;

• Настоящее и будущее человечества обеспечивает наука; Научное познание – это новое мышление, поэтому вместе с наукой должна двигаться вперед, быть иной философия;

• Необходимы гуманистические ориентиры политики, радикальные перемены в обществе. Общие корни человеческой истории требуют обеспечения Свободы, Равенства и Братства.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем смысл названий «Новое время» и «Просвещение»?

2. Какие идеи были общими в представлениях просветителей всей Европы?

3. В чем сущность следующих определений философских позиций: материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, дуализм, скептицизм, агностицизм, солипсизм? Внесите все эти термины в глоссарий. Составьте схемы, отражающие наглядно их соотношение.

4. Какие термины у философов Просвещения можно назвать авторскими? Также внесите эти термины в глоссарий.

5. Что такое «идолы познания»? Выпишите названия и определите сущность всех «идолов познания», названных Ф. Бэконом.

6. Назовите правила метода, установленные Р. Декартом.

7. В чем особенности отношения Ж.-Ж. Руссо к науке и технике?

8. Какие позиции в отношении к религии можно обнаружить у философов Просвещения?

9. Что такое «естественная религия», «естественная мораль», «естественное право», о которых говорили философы Просвещения? Определите сущность и назовите сторонников данных идей. Есть ли между тремя перечисленными теориями какие-то параллели?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: