Особенности бытия человека

С выделением и развитием человеческого рода связано становление особого рода бытия.

Специфика человека выражается прежде всего в двух именах, обозначающих его: «homo sapiens» (лат.) – «человек разумный» и anthropos (греч.) – слово, подчеркивающее вертикальную конструкцию человеческого тела. Первое характеризует человека на высшей ступени его эволюции, когда человек обрел разум – развитое, способное к творчеству мышление в форме сознания. Второе подчеркивает особенность анатомии человека - «двуногость», застывшее движение к солнцу. Если указание на разумность свидетельствует о конкретно-историческом подходе к пониманию человека, то выделение в качестве специфического признака вертикального положения тела более независимо от исторического времени и даже от биологической специфики человека. Вертикальность мы встречаем у кенгуру, птиц, но в эволюции человека возможность подобного передвижения сыграла выдающуюся роль – освободила верхние конечности, развившиеся в руки в процессе усложнения адаптации к условиям жизни, и в конечном счете создала условия для формирования человеческого способа отношения к миру: не приспособление, а преобразование. Естественная история появления современного человека прошла 3 этапа: на первом родился «человек умелый», на следующем «человек прямоходящий», а тот превратился в «человека разумного». На этот процесс ушло не менее 2.5 млн. лет.

В истории философии человек не сразу сделался предметом специального исследования, и это закономерно. Человек – часть мира, поэтому прежде было необходимо попытаться понять мир. Первые философы сконцентрировались на природе. В круг основных философских проблем бытие человека ввел Сократ. Далее философия уже «крутилась» вокруг этой столбовой проблемы, рассматривая универсальное отношение «человек – мир» в двух проекциях – в индивидуальной и общественной. В структуре философии соответственно выстроились два раздела: учение о человеке (философская антропология) и теория общественной человеческой жизни (социальная философия). Философская теория человека тесно связана с науками о человеке – антропологией, психологией, социологией, археологией.

Опорными понятиями философского учения о человеке являются термины «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – это человек, рассмотренный как единичный представитель рода, «социальный атом». Индивидуальность – совокупность черт, образующих качественное своеобразие, неповторимость человека; личность – система социально значимых его черт, характеризующих его как субъекта деятельности и общения.

Одной из серьезных проблем философской концепции человека является проблема его происхождения. В противоположность религиозному мифу о сотворении человека Богом философия ищет естественные пути возникновения человека в развитии природы и самого человеческого вида. Существуют две основные концепции. Согласно одной, человек – результат эволюции в благоприятных земных условиях. Сторонники другой склонны искать истоки человека в космосе, связывают возникновение человека с деятельностью космических пришельцев. Обе концепции принципиально допустимы и конкурируют.

Бесспорное своеобразие бытия человека – его дуалистичность. Человек соединяет в своей природе биологическое с социальным.

Философия стремится понять место человека в мире. От решения этой проблемы зависит понимание смысла жизни. Религия смысл жизни человека находит в любви и служении творцу, что логично, ибо своей жизнью он обязан ему. Философия и наука ищут основания человеческой жизни в естественной истории. Человек делал себя сам в условиях природной реальности, для чего ему пришлось выстроить свой собственный «дом» – общество. Общество стало второй нашей природой. Смысл человеческой жизни складывается из:

​ ·заботы о природе;

​ ·совершенствования общества и

​ ·гармонизации собственного развития; именно гармонизации, ибо человек един в трех ипостасях: естественной, социальной и индивидуальной.

Гармоничность – оптимальная форма соотношения трех направлений взаимодействия человека с миром: практической, познавательной и духовной (нравственно-эстетической).

Философское учение о личности человека развивалось под воздействием социально-культурной специфики. Социальные и культурные региональные особенности серьезно сказывались на установленных идеях. Восточная, азиатская установка определяет формирование личности как процесс самосовершенствования. Личность должна опираться на собственные резервы и внутренний контроль. Внешние условия, в том числе и социально-экономические, политические, правовые, – вспомогательные факторы. На них личность вправе рассчитывать, но надеяться только на себя.

На Западе господствует противоположная традиция, заложенная еще в Античности. Уже древние греки и римляне были во власти идеи об определяющем влиянии на личность внешней среды. Как следствие такого убеждения там и возникла ранняя форма демократии. В XVII – XVIII веках античные идеи о решающей роли демократии европейцы реанимировали, переосмыслили и сделали философией человека Нового времени.

Ставка, как и прежде, делалась на создание благоприятных условий для становления личности. От личности же требовалось возможно полнее пользоваться демократическими правами. Развитие личности, с точки зрения просветителей (Локк, Гоббс, Руссо, Вольтер, Дидро), начинается с «чистого листа». Ее сознание отражает и запечатлевает обстоятельства, понимает их преимущества и таким образом принимает на себя обстоятельства адекватного им поведения – общество, подобно скульптору, лепит личность.

Внешне демократическая идеология выглядит вполне благопристойно и впечатляет, но это скорее «эффект витрины». Заглянув вовнутрь, мы убедимся, что демократическая концепция личности уязвима. В ней не предусмотрено предельное напряжение внутренних активных ее сил.

В XX веке за «человека разумного» взялись психологи. Они рассчитывали разобраться в человеческой натуре с позиции бессознательного, подсознательного, раскрыть природу интуитивного мышления. Психологизм в учении о человеке усилился благодаря открытиям и предложениям З. Фрейда, К. Юнга, гештальтпсихологов.

«Подвалы» человеческого сознания весьма привлекательны, в них ищут корни нашего поведения, полагая, что такое открытие, позволит предсказывать и управлять деятельностью сознания. «Рациональное зерно» здесь, несомненно, есть, но человека разумного понять вне работы собственного разума, давшего нам имя, вряд ли возможно.

Вопросы для самопроверки.

1.​ Представьте соотношение терминов «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» в виде логической схемы.

2.​ Как рассматривается сознание в контексте философии, религии, науки и искусства, что каждая из этих форм культуры пытается обнаружить в сознании?

3.​ Раскройте сущность основных свойств сознания (абстрагирование, обобщение, опережающее отражение и творчество), а также его структурных компонентов (предсознание, подсознание, сверхсознание).

4.​ В чем состоит дуалистичность природы человека? Выделите основные естественные и социальные признаки человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: