Технология сборки изделий в значительной степени зависит от методов достижения точности замыкающих звеньев. В работе рассматривается технология сборки узла методом полной взаимозаменяемости и методом регулировки неподвижным компенсатором.
Полная взаимозаменяемость при сборке достигается в тех случаях, когда сумма допусков составляющих звеньев размерной цепи равна допуску замыкающего звена:
,
где TAΔ — допуск замыкающего звена; TA i — допуск i -го составляющего звена; m — количество звеньев размерной цепи.
Процесс сборки в таком случае сводится к простому соединению сопрягаемых деталей по чертежу; требуемая точность замыкающего звена обеспечивается автоматически. Отпадает необходимость в 100% -ном контроле размера замыкающего звена.
Метод регулировки с применением неподвижного компенсатора применяется в случае, когда допуск замыкающего звена меньше суммы допусков составляющих звеньев размерной цепи:
.
Технология сборки методом регулировки с применением неподвижного компенсатора состоит в следующем. Сначала собирается узел из всех деталей, кроме той, которая играет роль компенсирующего звена. В этом узле, в котором компенсатор еще не установлен, измеряется величина промежутка между деталями, сопрягаемыми с компенсирующим звеном. По величине промежутка выбирают компенсатор нужного размера. Затем узел частично разбирается, и устанавливается компенсатор. Обычно в качестве компенсатора выбирают деталь, устанавливаемую в узел последней, так как частичная разборка узла для установки такой детали будет наименее трудоемка.
Метод регулировки применяется обычно в серийном производстве.