Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Социология» для студентов и курсантов всех специальностей и всех форм обучения составлены в соответствии с ГОСом по курсу «Социология».
В соответствии с ГОС ВПО обязательный минимум дисциплины предполагает изучение следующих тем: предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство; стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как социальный институт; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры;личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальный конфликт; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.
Целью дисциплины «Социология» является подготовка специалистов с высшим образованием по циклу «Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений.
Задачи изложения и изучения дисциплины:
- дать необходимые знания теоретических основ общей социологии и специальных социологических теорий, методологии и методов социологического познания, дать необходимые знания процессов и изменения в социальных системах и гуманитарных областях деятельности человека;
- развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога.
- способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию социальных проблем и овладению основами методики социологических исследований.
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя общественную позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
Требования к уровню подготовки специалиста (бакалавра) в рамках данной дисциплины.
Студент (курсант)должен:
Знать: содержание основных социологических понятий и категорий; понятие социального статуса; понятие социальная организация и институт; понятие личности как социального типа; содержание социального контроля и девиации; основные виды малых и социальных групп, общностей, неравенства;
Уметь: самостоятельно анализировать социальные процессы в социальных организациях и институтах, группах и общностях, в современном российском обществе,
Владеть: навыками определения содержания основных социологических категорий и понятий; навыками определения содержания социальных проблем, метода исследования социальных явлений и процессов.
В результате изучения дисциплины студенты/курсанты защищают контрольную и/или реферативную работу, сдают зачёт или экзамен в соответствии с учебным планом специальностей и направлений.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | ||
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | - | |
| Общественное мнение как социальный институт. | ||
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | ||
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | ||
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | ||
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | ||
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | ||
| Методы социологического исследования. | - | |
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | ||
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | ||
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | ||
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | ||
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | ||
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | ||
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | - | |
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | ||
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | ||
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | ||
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | ||
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | - | |
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | ||
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | ||
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | ||
| Методы социологического исследования. | - | |
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | ||
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | ||
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | ||
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | ||
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | ||
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | ||
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | ||
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | ||
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | ||
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | ||
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | - | |
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | - | |
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | - | |
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 12
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | ||
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | - | |
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 13
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | - | |
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | - | |
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 14
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | ||
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | ||
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | - | |
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | ||
| Итого: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 15
| Темы дисциплины | Лекции | Практические занятия |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | - | |
| Парадигмы социологического знания. | ||
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | ||
| Социальные организации. | - | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | - | |
| Социальная структура общества. (Социальные группы и общности). | ||
| Социология личности. | ||
| Социология конфликта | - | |
| Политическая социология. | ||
| Общественное мнение как социальный институт. | - | |
| Социология социальных изменений. | - | |
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | - | |
| Методы социологического исследования. | - | |
| Итого: |
| Темы дисциплины | Самостоятельная работа |
| В соответствии с учебными планами специальностей и направлений | |
| Социально-философские предпосылки социологии как науки. | |
| Парадигмы социологического знания. | |
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система. | |
| Социальные организации. | |
| Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. | |
| Социальная структура общества.(Социальные группы и общности). | |
| Социология личности. | |
| Социология конфликта. | |
| Политическая социология. | |
| Общественное мнение как социальный институт. | |
| Социология социальных изменений. | |
| Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире. | |
| Методы социологического исследования. |
Рекомендуемая литература






