З7.Роль и место тр-та России в мировой тр сис-ме

Тр-рт России занимает особое место в мир тр системе не только в силу выгодного территориал местополо-жения (наибольшая по величине территория самого крупного континентального материка, связывающая внутренними путями многие государства), но и в силу стабильно функционирующей, сбалансированной тр с-мы, динамично развивающейся в наст вр и готовой к интеграции в мировую тр систему. Предоставляя свои мощности, мат-технич базу и рес-сы для обеспеч-я перемещений импорт и транзитн грузо- и пассажи-ропотоков через тер-рию страны, транспорт Р обслуж-ивает потребности не только внутр, но и междун оборота. В XX в. Тр-рт изменился колич-нно и кач-нно: возникли и имеют к настоящему вр современ техноло-гич основу целые тр отрасли —а/м, воздушн и трубопр виды тр-та. В общобъеме перевозок грузов в Р всеми видами тр-та, в том числе транзитных, доля а/м тр-та составляет 54,6 %, а в перевозках пассажиров — 52,7 %. (автомобильный транспорт - ключевой элемент транспортной системы страны. В настоящее время автомобильный транспорт выполняет более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком» страны). На транспорт Р при-ходится около 18 % мир объема перевозок, что обеспе-чивает 4...6% ВВП и около 3,5 % всех налогов в гос. бюджет. Междун а/м перевозки (МАП) явл одной из важн сфер тр отрасли, «добыва-ющей» валюту. Рос АТ обслуживает 28 % всех внешне-торг грузов, поста-вляя значит долю в валютные запасы страны. Доля АТ России на мир рынке растет. Начиная с 2000 г., усилвается конкурен-ное давление рос АТ на европ рынок. От нас грузы на а/м в 46 стран мира и пассажиров на междун автобусах по 360 регу-лярным маршрутам. Рос а/м на междун линиях перевозят около 6 млн т грузов и 4 млн пассажиров в год.

Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад – Восток, Север – Юг).

Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала.

38. Особенности транспорта как отрасли материального производства

К первой особенности транспортной отрасли материального производства следует отнести то, что транспорт не создает новых вещественных продуктов.

Особенности тр-й продукции:

1.Она не имеет материально-вещественной формы, ее измерить нельзя.

2.Она произв. и потребл. одновременно, в одном цикле произв-ва, не накапливается и не сущ. в незавершенном виде

3.Особое измерение на тр-те имеет кол-во и кач-во прод. Кол-во тр-й продукции хар-ет ее стоимость, а качество- потребительскую стоимость(потреб. стоимость - кач-во тр-й прод./усл. хар-ет соответствие потребит. св-в этих усл. и продукт. тем требованиям, кот. предъявляют к ним потребители и об-во вцелом: надежность и безоп-ть перевозки; комплексность-гарантированный набор усл. обеспечивающих доставку; гарантия скорости и времени доставки; сохранность груза, комфортабельность перевозки и т.п.)

Вторая особенность транспортной сферы материального производства состоит в том, что основной экономический эффект от работы транспорта происходит не внутри отрасли, а за ее пределами (в организациях для которых выполняются перевозки).

Одна из задач транспорта - минимизировать затраты связанные с сохранением потребительной стоимости созданных товаров. Пока перевозки товара являются неизбежными, транспортные издержки являются издержками, связанными с производством.

Вывод: Транспортная отрасль имеет значительные отличия от других отраслей материального производства:

1. Труд работников транспортных предприятий является производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость труда работников транспорта существенно изменяет стоимость перемещаемых грузов, поэтому снижение величины транспортных затрат в цене готовой продукции – одна из главных задач экономики транспорта. 2. Транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции. 3. При производстве транспортных услуг не используется сырьё а в затратах – велика доля заработной платы. Доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15…20%, в промышленности – 40…80%; доля заработной платы на транспорте – 30…45%, в промышленности – 10…15%. 4. Производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды: реальных условий эксплуатации транспорта; дорожной ситуации;климата; географии маршрута и т.д. 5. Ущерб окружающей среде от транспорта в несколько раз выше (особенно автомобильного), чем в других отраслях материального производства. 6. Вероятность получения травм на транспорте также выше, чем в других отраслях материального производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: