Государственные и муниципальные заимствования являются главным способом покрытия дефицита бюджета и представляет собой передачу в распоряжение органов государственной или муниципальной власти денежных заимствований, которые заемщик обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов.
Цель проведения заимствований – получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжения дополнительных финансовых средств, которые они могут направить на финансирование мероприятий, на осуществление программ экономического и социального развития.
Кредиторами могут быть:
- Юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты);
- Национальные органы власти другого уровня;
- Правительства иностранных государств;
- Международные кредитные организации.
Государственные и муниципальные займы представляют собой передачу в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных, муниципальных ценных бумаг.
Заимствования производят в 2-х формах:
1) Государственные и муниципальные займы
2) Прямые кредиты.
Основным видом первых являются облигации государственного или муниципального займа – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигаций в установленный срок её номинальной стоимости и фиксированных в ней процентов или иного имущественного эквивалента.
Классификация займов
1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:
- Государственные займы РФ
- Государственные займы субъектов РФ (региональные)
- Муниципальные (местные)
2. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг:
- Универсальные (юридические и физические лица)
- Специальные
3. В зависимости от источника заимствования.
4. В зависимости от места реализации займа:
- на национальном рынке
- на внешнем рынке
5. В зависимости от валюты займа:
- внешние
- внутренние
6. В зависимости от формы выплаты доходов:
- процентные
- беспроцентные (целевые)
- дисконтные
- процентно-выигрышные
- выигрышные (спекулятивный характер)
7. В зависимости от сроков погашения:
- краткосрочные (до 1 года)
- среднесрочные (до 5 лет)
- долгосрочные (свыше 5 лет)
8. В зависимости от метода проведения:
- добровольные
- принудительные
К принудительным займам органы государственной власти прибегают в чрезвычайных ситуациях, связанных с военно-политическими действиями (1921-1925 гг. правительство СССР проводило займы у предприятий и населения)
9. По отношению к вторичному рынку и характеру обращения на рынке:
- рыночные
- нерыночные
Рыночные свободно обращаются на вторичном рынке и свободно размещаются на первичном рынке. Нерыночные могут свободно размещаться на первичном рынке, а на вторичном не обращаться, могут размещаться на первичном рынке по конкретным юридическим или физическим лицам, т.е. нерыночным путем.
10. По методу погашения:
- равными долями в течение всего периода заимствования
- снижающимися долями
- увеличивающимися долями
- одноразовое погашение в конце срока
11. По характеру дифференциации процентной ставки:
- фиксированная
- плавающая
- повышающаяся
- понижающаяся
Исходя из вышеизложенного, государственные и муниципальные займы (заимствования) можно определить как отношения по поводу перераспределения временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств в виде государственных займов и кредитов в результате которых в распоряжении органов государственной власти либо органов местного самоуправления формируются дополнительные финансовые ресурсы.