Содержание, формы и виды государственных и муниципальных заимствований

Государственные и муниципальные заимствования являются главным способом покрытия дефицита бюджета и представляет собой передачу в распоряжение органов государственной или муниципальной власти денежных заимствований, которые заемщик обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов.

Цель проведения заимствований – получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжения дополнительных финансовых средств, которые они могут направить на финансирование мероприятий, на осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами могут быть:

- Юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты);

- Национальные органы власти другого уровня;

- Правительства иностранных государств;

- Международные кредитные организации.

Государственные и муниципальные займы представляют собой передачу в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных, муниципальных ценных бумаг.

Заимствования производят в 2-х формах:

1) Государственные и муниципальные займы

2) Прямые кредиты.

Основным видом первых являются облигации государственного или муниципального займа эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигаций в установленный срок её номинальной стоимости и фиксированных в ней процентов или иного имущественного эквивалента.

Классификация займов

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:

- Государственные займы РФ

- Государственные займы субъектов РФ (региональные)

- Муниципальные (местные)

2. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг:

- Универсальные (юридические и физические лица)

- Специальные

3. В зависимости от источника заимствования.

4. В зависимости от места реализации займа:

- на национальном рынке

- на внешнем рынке

5. В зависимости от валюты займа:

- внешние

- внутренние

6. В зависимости от формы выплаты доходов:

- процентные

- беспроцентные (целевые)

- дисконтные

- процентно-выигрышные

- выигрышные (спекулятивный характер)

7. В зависимости от сроков погашения:

- краткосрочные (до 1 года)

- среднесрочные (до 5 лет)

- долгосрочные (свыше 5 лет)

8. В зависимости от метода проведения:

- добровольные

- принудительные

К принудительным займам органы государственной власти прибегают в чрезвычайных ситуациях, связанных с военно-политическими действиями (1921-1925 гг. правительство СССР проводило займы у предприятий и населения)

9. По отношению к вторичному рынку и характеру обращения на рынке:

- рыночные

- нерыночные

Рыночные свободно обращаются на вторичном рынке и свободно размещаются на первичном рынке. Нерыночные могут свободно размещаться на первичном рынке, а на вторичном не обращаться, могут размещаться на первичном рынке по конкретным юридическим или физическим лицам, т.е. нерыночным путем.

10. По методу погашения:

- равными долями в течение всего периода заимствования

- снижающимися долями

- увеличивающимися долями

- одноразовое погашение в конце срока

11. По характеру дифференциации процентной ставки:

- фиксированная

- плавающая

- повышающаяся

- понижающаяся

Исходя из вышеизложенного, государственные и муниципальные займы (заимствования) можно определить как отношения по поводу перераспределения временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств в виде государственных займов и кредитов в результате которых в распоряжении органов государственной власти либо органов местного самоуправления формируются дополнительные финансовые ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: