Пенсионный фонд Российской Федерации, его назначение. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (с изменениями и дополнениями).

Денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

ПФ имеет отделения в регионах РФ.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

· Сбор от плательщиков страховых взносов;

· Выплата назначенных пенсий;

· Организация банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

· Индивидуальный учет поступающих в ПФ РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов;

Руководство ПФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Исполнение бюджета ПФ осуществляется Федеральным казначейством.

Средства ПФ используются на:

· Выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

· Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.

· Выплаты пособий на погребение получателей пенсий;

· Финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ РФ и его органов;

· Прочие расходы.

В большинстве субъектов Федерации назначение и выплата пенсий производится органами социальной защиты населения (собесами), которые получают средства из Пенсионного Фонда, доводят их до пенсионеров через отделения почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в отделениях СБ.

С 1 января 1997 года на территории РФ вступил в силу закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ.

На каждое застрахованное лицо ПФ открывает лицевой счет с постоянным страховым номером. Сведения, представленные работодателям включаются в лицевой счет. Лицевой счет состоит из специальной и профессиональной частей.

Специальная часть индивидуального лицевого счета включает сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Профессиональная часть индивидуального лицевого счета - составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица - субъекта профессиональной пенсионной системы, в которой отражаются сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда (профессиональный стаж), доходе от инвестирования, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

Профессиональный стаж застрахованного лица - суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Отчисления на обязательное пенсионное страхование делятся на три части:

1) В федеральный бюджет (6%)

2) На финансирование страховой части трудовой пенсии;

3) На финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В свою очередь, ставка отчисления на 2 и 3-ю часть зависит от даты рождения работника. Для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрена только вторая часть составляющая 14%, накопительная часть не начисляется. Для лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, накопительная –4%.

Накопительная часть должна быть передана в доверительное управление управляющим компаниям, частную или государственную. Управляющая компания - акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его назначение. Доходы и расходы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.

Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

• концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
• обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
• оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
• частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.

Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источником образования Фонда являются:

1) страховые взносы работодателей — предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;

2) страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады;

4) прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Инструкция о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования (от 2 октября 1996 г.) введена в действие с 1 января 1997 года.

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования сумма страховых взносов распределяется следующим образом:

• 74% страховых взносов остаются на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;

• 26% страховых взносов централизуются на региональном и федеральном уровнях.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования и Государственную налоговую службу РФ.

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации используются на следующие цели:

1) на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;
2) финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;
3) частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
4) выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;
5) финансирование исполнительной дирекции Фонда.

Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 г. "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" с 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий:

1. Ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка.

5. Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (т. е. от полутора до трех лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо — в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда социального страхования.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их назначение. Доходы и расходы Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Система медицинского страхования введена в нашей стране в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 г.№ 1499-1 «О медицинс­ком страховании граждан в Российской Федерации», который реально был введен в полном объеме лишь с 1 января 1993г. До этого момен­та шли острые споры и дискуссии вводить или нет систему медстрахования. Особенно возражали против нее чиновники органов здравоох­ранения, которых хотели лишить финансовых источников денежных средств, переходивших в другие руки. Удобнее была старая система, при которой распоряжались денежными средствами и сами же лечили одни и те учреждения. Страдало качество медицинской помощи населе­нию.

Обязательное медицинское страхование /ОМС/ является важной составной частью государственного социального страхования и приз­вано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении ме­дицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств фондов ОМС в объемах и на условиях соответствующих программ обя­зательного медстрахования / федеральной и территориальных/.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов разных уровней, других фондов, изъятию не подлежат.

Источниками формирования фондов ОМС являются следующие:

1) страховые взносы хозяйствующих субъектов всех форм соб­ственности /включая индивидуальных предпринимателей без образо­вания юридического лица/ в виде фиксированной доли единого со­циального налога /взноса/;

2) ассигнования из бюджетов на выполнение программ ОМС;

3) добровольные взносы юридических и физических лиц;

4) средства от капитализации временно свободных денежных средств фондов ОМС;

5) другие источники, не запрещенные законами РФ.

Свыше 95% средств фондов ОМС создаются за счет страховых взносов хозяйствующих субъектов. Контроль за полнотой и своевре­менность перечисления страховых взносов в виде доли единого социально­го налога с 1 января 2001 г. возложен на налоговые органы РФ. Они же осуществляют регистрацию плательщиков и ведут учет поступлений указанных платежей.

Средства фондов ОМС используются на следующие цели:

1) на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

2) финансирование целевых медицинских программ /федераль­ной и территориальных/;

3) на подготовку и переподготовку специалистов для сферы медицинского страхования;

4) развитие научных исследований в области медицинского страхования»;

5) улучшение материально-технического оснащения учрежде­ний здравоохранения;

6) компьютеризацию учреждений системы ОМС, содержание исполнительной дирекции и ее территориальных учреждений;

7) другие расходы, предусмотренные действующим законодатель­ством.

Всем гражданам России по месту жительства или работы вы­дается страховой медицинский полис, по которому граждане полу­чают бесплатно гарантированный минимум медицинских услуг. В его объем входят следующие виды услуг:

- скорая медицинская помощь;

-лечение острых заболеваний;

-обслуживание беременных женщин;

-медицинская помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.

За неработающих граждан /детей, учащихся, пенсионеров, безра­ботных, зарегистрированных в центрах трудоустройства, и других категорий/ оплату медуслуг производят органы исполнительной власти с учетом территориальных /базовых/ программ ОМС.

Наряду с обязательным медицинским страхованием в России с 1 октября 1992г. введено добровольное медстрахование. Оно позво­ляет гражданам получать дополнительные медицинские услуги сверх установленных ОМС /например, санаторное лечение, массаж, отдельная палата и т.д./.Размер страховых взносов устанавли­вается по соглашению сторон.

Добровольное медстрахование /как коллективное, так и ин­дивидуальное/ производится на счет прибыли /дохода/ организа­ции и личных средств граждан путем заключения договора.

Руководство деятельностью Федерального фонда ОМС осуществ­ляет Правление и исполнительная дирекция. Территориальные фон­ды ОМС создаются по решению органов власти субъектов РФ для финансирования территориальных программ ОМС. Руководство тер­риториальными фондами осуществляют правление фонда и исполнительный директор. Состав Правления территориального фонда ут­верждает Законодательной орган власти субъекта Федерации.

Для выполнения своих функций территориальный фонд ОМС мо­жет создавать свои филиалы в городах и районах. Контроль за де­ятельностью фондов ОМС осуществляет ревизионная комиссия.

Отчеты о доходах и расходах федерального фонда ОМС представляются Правительству РФ, а затем направляются в Государст­венную Думу РФ.

Система ОМС успешно работает в Германии, Швеции и призна­на во всем мире; она побуждает работодателей участвовать в фи­нансировании расходов на здравоохранение поскольку сам предпри­ниматель первый заинтересован в здоровье своих работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: