Рынок несовершенной конкуренции. Его особенности и условия формирования

Под рынком несовершенной конкуренции понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из усло­вий свободной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на следующие типы:

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- чистая монополия.

При монополистической конкуренции на рынке про­должает оставаться большое количество продавцов и по­купателей. Но возникает новое явление — дифференциа­ция продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, ко­торые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т. п. Имея такие преимущества, владелец дифференци­рованного продукта в определенной степени становится мо­нополистом и приобретает возможность влиять на цену.

Олигополия представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта — установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наи­более сильная на этом рынке фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, апокупателей.

Чистая монополия существует на рынке в том слу­чае, если на нем действует только один продавец, у кото­рого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменять цену в очень широких пределах, а макси­мально высокая цена ограничивается только платежеспо­собным спросом.

Случается, что на рынке существует только один по­купатель. Такое явление называется монопсонией ("один покупаю").

Роль монополии в экономике двойственна.

Положительная сторона состоит в том, что продук­ция монополистических компаний отличается, как прави­ло, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монопо­лия, господствуя на рынке и имея большие прибыли бла­годаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск про­дукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: