Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому приходится пользоваться универсальными понятиями «средства воздействия на личность» и «методы воздействия на личность».
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, то есть добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
|
|
Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум пять групп методов воздействия на личность:
• убеждение;
• упражнения и приучения;
• обучение;
• стимулирование;
• контроль и оценка.
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие, как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение – это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность – приемы поощрения.
Метод воздействия на личность – это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации педагогического воздействия. Формы могут быть следующими:
• учебный процесс;
• внеаудиторная работа;
• семейное воспитание;
• воспитательная деятельность молодежных организаций;
• воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации.