Основание и сущность педагогического подхода в праве

1. Правовое регулирование - один из видов социального ре­гулирования, и все закономерности, которые действуют в сфере социального регулирования, относятся к правому регулирова­нию[25]. Социальное регулирование предполагает формирование личности граждан, их образование, воспитание, обучение и разви­тие. Эта закономерность относится и к сфере правового регулиро­вания. Все составляющие действия права, такие как социально-правовые функции, средства, субъекты, социально-правовые усло­вия объективно связаны, — т.е. независимо от того, понимает за­конодатель или нет, с действием педагогических феноменов, причин, условий и механизмов, влияющих на силу права, его по­тенциал, пределы действия, активность, восприятие, воздейственность, бытие.

Общеизвестно, что вся сфера права, все составляющие дейст­вия права, прежде чем оказать какое-то влияние на общественные отношения и формировать их, неизбежно должны пройти через сознание людей [26], общественное и индивидуальное сознание. Если бы правовая норма сама по себе обеспечивала достижение закон­ности и правопорядка, то давно бы уже не было преступлений, а правоохранительные органы вообще были бы не нужны. К осо­бенностям, присущим общественному и индивидуальному созна­нию, наряду с другими (социальными и психологическими) отно­сятся и педагогические: образование и образованность, обучение и обученность, воспитание и воспитанность, развитие и развитость граждан и их общностей. Это значит, что педагогические феноме­ны и закономерности находятся между писаным правом, правовы­ми нормами и реальным состоянием законности и правопорядка. Обойти их невозможно и они выступают объективно существую­щим опосредствующим звеном, определяющим бытие права, его потенциал, восприятие, активность, силу, Бездейственность.

Очевидно, что характеристики этого звена выступают — хочет того кто-то или нет, — условием реального бытия права. Все дей­ствие права, его реальное регулирующее влияние, выполнение им своего предназначения в деятельности государства и жизни обще­ства, определяются спецификой этого опосредствующего звена, его качественным своеобразием и состоянием.

Законодатель поступит правильно и обеспечит со своей сторо­ны действенность принимаемых правовых установлений, если он будет:

- учитывать своеобразие педагогической реальности, влияющее на правовое регулирование,

- понимать реальное состояние педагогической реальности в данное время (состояние образования и образованности, воспитания и воспитанности и пр.) и отражать его путем адаптации к ней всех законодательных актов;

- не пассивно относиться к недостаткам состояния педагоги­ческой реальности, а стремиться изменять в лучшую сторону, влиять на нее. Правовые установления и нормы — некий образец, пример должного поведения граждан. Только оказав педагогиче­ское воздействие на личность и общности, только достигнув нуж­ного образовательного, обучающего, воспитательного или разви­вающего результата, они достигают своей цели.

Вывод очевиден: невозможно понять и повысить эффектив­ность действия права вне педагогической реальности, игнорируя и недооценивая общественные, групповые и индивидуальные явле­ния, обозначаемые как образование и образованность, обучение и обученность, воспитание и воспитанность, развитее и развитость. Это не теоретический вопрос, но вопрос практики правотворчества и правоприменения, вопрос реальной жизни права, вопрос долж­ного обеспечения законности и правопорядка.

2. Традиционно сила, «юридическая энергия» права связыва­ется с его свойствами [27]. Главным источником признается интегративность свойств, к основным из которых относят собственно пра­вовые, психологические и социальные. Отмечается, что психоло­гичность и социальная действенность права определяется его принудительным, карательным, указательным и дозволительным («положительное регулирование») характером.

В этих теоретических построениях и практических выходах из них не представлено вообще, либо в лучшем случае присутствует имплицитно[28] понимание закономерных связей и зависимостей права от педагогической реальности. Надо понять и признать, — а это опять-таки не столько теоретический вопрос, сколько практи­ческий, — что существует педагогическое свойство права. Как это изложено в п.1, оно неизбежно присутствует в регулирующих влияниях и эффектах правовых норм, системы законодательства и практики правоприменения.

Правовое регулирование предполагает закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность действия права мерами госу­дарственного принуждения. Оно ориентировано и на мотивирую­щее, психологически регулирующее воздействие на людей. Но оно оказывает и педагогическое воздействие благодаря присущему ему педагогическому свойству, что обнаруживается всегда, везде, в любой точке, в жизни и поведении отдельных граждан и их общ­ностей. Оно должно быть ориентировано обязательно на педагоги-чески формирующее воздействие, что осуществимо путем понима­ния, компетентного учета и использования педагогического свой­ства права, умножающего «юридическую энергию», силу права.

Говорить о правовом регулировании, игнорируя или не пони­мая педагогическое свойство, благодаря которому реализуются контакты с педагогической действительностью и проходит резуль­тирующая регуляции, можно лишь занимаясь кабинетной абстрак­цией, а не практическим делом укрепления законности и правопо­рядка.

Нет нужды спорить о том, является ли педагогическое свойст­во четвертым свойством права или частью комплексного социаль­ного, или составным компонентом третьего - «психолого-педаго­гического»[29]. Важно понять и признать, что педагогическое свой­ство есть, что оно реально обнаруживается в неизбежном и посто­янном соприкосновении права с педагогической реальностью во влиянии на правовую образованность, обученность, воспитанность и развитость граждан и, как следствие, на их правомерное или правонарушающее поведение. Оно имеется и действует всегда, по­нимает это законодатель и правоприменитель или нет.

3. Педагогическое свойство может повышать или снижать си­лу права. Характер действия - положительный или отрицатель­ный и их степень, определяется тем, каковы качественные педаго­гические особенности данной правовой нормы, требования; какой педагогический смысл вкладывает в него законодатель или право­применитель, как она сформулирована. Качество права, правового установления, правореализации зависят (наряду с собственно пра­вовыми и психологическими характеристиками) от качественной определенности их педагогического свойства, отражающей спо­собность субъекта правотворчества и правореализации понять пе­дагогическую реальность и оптимально отразить в своих действи­ях взаимосвязи с ней в интересах действенного укрепления закон­ности и правопорядка.

Любой закон, любой нормативно-правовой акт, норма, любое положение в документе будут исполняться и что-то изменят к лучшему, если они рассматриваются не только как чисто правовое орудие, не только нормативное значение, но по своему содержа­нию и оформлению ориентированы и обеспечивают как минимум воспитывающее и обучающее воздействие на людей, которым они адресованы.

Педагогическая корректность содержания и оформле­ния обеспечивает обогащение потенциала права, увеличение юридической силы правовых норм и установлений, их конструктивно­сти, созидательной роли, которые они призваны играть.[30]

4. Наряду с собственно правовыми, социальными и психоло­гическими механизмами права существуют и педагогические меха­низмы. Последние, как отмечалось, - это педагогические превра­щения на пути от исходной педагогической позиции (педагоги­ческой цели, задачи, ситуации, качественного состояния) к тре­буемому педагогическому результату, происходящие под влияни­ем целенаправленных, систематичных, последовательных и ком­петентных педагогических воздействий. Такие педагогические превращения обязательны, например, в цепочке: норма права -
ее знание гражданином - понимание - внутреннее одобрение - желание вести себя в соответствии с ней — умение вести - при­вычка вести - активность в соблюдении другими гражданами. Они есть и в других психолого-педагогических превращениях, ве­дущих в конечном счете к возникновению правовой культуры граждан. Без понимания таких механизмов, без учета их при вы­боре способов последовательных воздействий, инициирующих и направляющих динамику превращений по таким «цепочкам» и приводящих к нужному педагогическому и правому результату,
трудно рассчитывать на эффективность правового регулирования,
которое, скорее всего, окажется на уровне формального нормо­творчества.

5. Норма права - всегда общее правило поведения, общее направление или пределы его. Она рассчитана не на однократное, а на массовое применение и не адресуется конкретным людям. Но в конкретных случаях, подпадающих под юрисдикцию, у конкретных лиц возникают правоотношения, которые всегда индиви­дуализированы и далеко не всегда зависят от индивидуальных реакций, бывают оптимальны. Значительная часть норм права предполагает не простое исполнение, а их наиболее целесообраз­ную реализацию. Основные способы правового воздействия
предписание, запрет и дозволение — также допускают совершение неодинаковых действий и выбор способов, не противоречащих нормам. Такая особенность многих норм права рассчитана на способность человека оценивать правомерность избираемых дей­ствий, ориентироваться в границах дозволенного, не пересту­пать запреты.

Способность граждан жить и действовать В соответствии с нормами права - не простое подчинение им, но и осмысленное правовое поведение, базирующееся на правильных правовых оценках, выборах, решениях, умениях, желаниях, которые с оче­видностью зависят от их общей и правой образованности, обученности, воспитанности и развитости, а также от всех мер го­сударственного, общественного, индивидуального, комплексного по своей природе, в том числе обязательно взаимосвязанного пра­вового и педагогического характера и их целенаправленному формированию и совершенствованию.

6. Приведение в действие любого правового установления и достижение правового результата его нуждается в педагогическом сопровождении (обеспечении). Необходимо информирование насе­ления, достижение знания им правовых новаций. Но знания яв­ляются лишь «предпосылкой свободы воли, (и)...сами по себе... еще не определяют выбора варианта поведения, действия»[31]. Не­обходимо достижение понимания, одобрения, внутреннего приня­тия, формирование убежденности в необходимости и справедливо­сти вводимых правовых норм, согласия и желания следовать им. Установление законодателем разрыва между официальным опубликованием нормативного акта и введением его в действие имеет большой практический смысл, предполагающий не только техни­ческие, но и педагогические действия в государственном масштабе и на местах, которые, к сожалению, пока еще очень слабы и сни­жают, а порой сводят на нет многие правильные, нужные, потен­циально способные улучшить жизнь людей правовые нормы и ус­тановления. Развитие практики педагогического сопровождения (обеспечения) правовых новаций — актуальная мера на пути дос­тижения лучших результатов в укреплении законности и правопо­рядка, в ускорении темпов их, в повышении правовой культуры населения.

7. Выполненные выше рассуждения свидетельствуют о том, что существует комплекс социально-педагогических условий силы, энергии, реального бытия права, состояния законности и правопо­рядка. Важнейшими из них выступают:

- с одной стороны соответствие права, действующего законодательства, правовых установлений, норм и требований, выраженных в их педагогических свойствах, качестве и механиз­мах уровню социализированности граждан: общепедагогической (общей образованности, обученности, воспитанности и развитости) и специально - педагогически-правовой (правовой образованно­сти, правовой обученности, правовой воспитанности, правовой развитости);

- с другой стороны - соответствие реальной педагогиче­ски-правовой социализированности граждан общеобязательному характеру действующего законодательства, отдельным правовым установлениям и требованиям. Правомерное и правонарушающее поведение - всегда проявление педагогически-правовой зрелости или невежества граждан.

Лишь при совпадении этих социально-педагогических условий возможен высокий уровень законности и правопорядка. Чем больше разрыв между ними, тем ниже уровень.

Таким образом, педагогическая реальность имеет отношение ко всем блокам права: праву как нормативному образованию, ме­ханизму правового регулирования, правотворчеству и правоисполнению. Человеческая (личностная, групповая) направленность права, усиление человеческого начала в нем, увеличение его силы и реального влияния на социальные процессы возможны лишь при полноценном учете его связей с педагогическими реалиями и задачами, при его педагогическом усилении, когда они педагогич­ны. Вез этого право неизбежно в чем-то ущербно. Это особенно важно ныне для оценки развитости, гуманности и демократично­сти правовой системы и актов, направленных на ее совершенство­вание.

На государственном уровне необходим учет социально-педагогических закономерностей, механизмов и феноменов, уровня образованности и культуры, правовой компетентности и воспитан­ности населения, реализуемый в педагогически корректной (в том числе социально педагогически корректной, т.е. учитывающей педагогические влияния среды, образа жизни, «школы жизни») законотворческой политике и в высоком педагогическом качестве каждого правового установления. На местах, в организациях, в правоисполнительной и правоприменительной деятельности каж­дого сотрудника правоохранительного органа все это предстает в виде педагогически (в том числе и социально-педагогически) гра­мотного муниципального, управленческого нормотворчества, пра­вовых решений и действий. Достигнуть этого возможно при педагогической (в том числе социально-педагогической) ориентиро­ванности и компетентности всех органов и лиц, работающих в правовой системе, педагогического (в том числе социально-педа­гогического) консультирования их, социально-педагогической экс­пертизы и педагогического сопровождения нормотворчества и пра­воприменения специалистами - юридическими педагогами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: