Основание

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.3 История

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

230400 «Информационные системы и технологии»

(код) (наименование)

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Юридический
КАФЕДРА   Исторических наук и политологии

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    4г 00м 5г 00м 2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:      
- лекций, по семестрам      
2 сем. 1 курс 1 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам      
     
- практические занятия, по семестрам      
1 сем. 1 курс 1 курс
В интерактивной форме, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:      
- контрольные работы по семестрам      
- курсовые работы по семестрам      
- курсовые проекты по семестрам      
- др. виды работы по семестрам      
Зачеты, по семестрам, час 1 сем 1 курс 1 курс
Экзамены, по семестрам, час      
Всего ЗЕТ по учебному плану    

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 «информационные системы и технологии» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 г. № 747; Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 230400 «Информационные системы и технологии», одобренные Ученым Советом вуза 27.02.2013 г., протокол №7.

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР кандидат ист. наук, ст. преп.   Чижикова ю.А.. 31.08.2013
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой   Наухацкий В.В. 31.08.2013
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
  Методическим советом направления      
Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А. 01.09.2013

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

История как учебная дисциплина имеет важное значение для общеобразовательной и специальной подготовки высококвалифицированных специалистов. История играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании объективных законов развития человеческого общества, в воспитании патриотизма, интернационализма, трудовых и нравственных качеств личности. Цель изучения дисциплины:сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России,ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России. Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России; знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; воспитание нравственности, морали, толерантности; понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии; понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; умение логически мыслить, вести научные дискуссии; творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать:фактический материал по истории возникновения, становления и развития Российского государства с древнейших времен; фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России на всех этапах её развития; основные исторические факты, даты, события, имена исторических и политических деятелей.
Студент должен уметь:видеть общество в историческом развитии; уметь сравнивать и анализировать факты и явления общественной жизни на основе исторического материала; логически грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны и настоящему; самостоятельно работать с научной и учебной литературой по истории; свободно оперировать историческими понятиями при анализе исторических событий и фактов.
Студент должен владетьнавыками целостного подхода к анализу проблем общества;
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК):владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-4).
Наименование элемента ООП Результаты обучения Трудоемкость на компетенцию в час
Знать Уметь Владеть
         
 
ОК        
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1) 1. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; 2. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней 1. логически мыслить, вести научные дискуссии; 2. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории 1. приемами ведения дискуссии и полемики  
способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-4). 1. основные направления, проблемы, теории и методы истории; 2. движущие силы и закономерности исторического процесса; 3. фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России на всех этапах её развития; основные исторические факты, даты, события, имена исторических и политических деятелей 1. работать с источниками; осуществлять поиск информации; 2. получать, преобразовывать информацию в знание, 3. осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма 1. навыками критического восприятия информации; 2. приемами исторического анализа и исследования  

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
  Философия

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия очной формы обучения (лекции, семинарские занятия)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
1-18   - Модуль 1. «Россия и мир IX - начала XX в» Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности. 1. Предмет, методология и задачи курса «История» 2. Особенности становления.государственности на Руси 3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия. М, П, Д, ПБ.   ОК-1 ОК-4
    - Тема 2. Лекция 2.Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации 1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.) 2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв. 3. Россия в период Смуты. 4. Российское государство и общество в XVII в. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
    - Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации. 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. М, П, Д. ОК-1 ОК-4
    - Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
    - Тема 5. лекция 5. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв. 1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков. 2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность. 3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. 4. Российская империя в Первой мировой войне. М, П, Д. ОК-1 ОК-4
    - Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.» Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг. 1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России. 2. НЭП. 3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина. 4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР. М, П, Д. ОК-1 ОК-4
    - Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период. 1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. 2. СССР в годы Второй Мировой войны. 3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения. М, П, Д. ОК-1 ОК-4
    - Тема 8. Лекция 8. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг. 1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева. 2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.) 3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки». М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
    - Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.) 1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг. 2. Экономические реформы в России. 3. Россия и мир на рубеже тысячелетий. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Практические занятия /семинары    
1-18 1-2     - Модуль 1. «Россия и мир IX - начала XX в» Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности. 1. Предмет, методология и задачи курса «История» 2. Особенности становления.государственности на Руси 3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия.   Д, И, Э.   ОК-1 ОК-4
3-4     Тема 2. Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации 1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.) 2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв. 3. Россия в период Смуты. 4. Российское государство и общество в XVII в. Д, И, Э. ОК-1 ОК-4
5-6     Тема 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. Д, И, Э. ОК-1 ОК-4
7-8     Тема 4. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. Д, И, Э. ОК-1 ОК-4
9-10     Тема 5. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв. 1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков. 2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность. 3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. 4. Российская империя в Первой Мировой войне. Д, И, Э. ОК-1 ОК-4
  11-12     Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.» Тема 6.. СССР в 1917 – 1939 гг. 1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России. 2. НЭП. 3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина. 4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР.   Д, И, Э.   ОК-1 ОК-4
13-14   - Тема 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период. 1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. 2. СССР в годы Второй Мировой войны. 3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения. Д, И, Э. ОК-1 ОК-4
15-16   - Тема 8. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг. 1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева. 2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.) 3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки». Д, И, Э. ОК-1 ОК-4
17-18     Тема 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.) 1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг. 2. Экономические реформы в России. 3. Россия и мир на рубеже тысячелетий. Д, И, Э. ОК-1 ОК-4

Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия) заочной формы обучения (срок подготовки 5 лет)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 2. Лекция 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 3. Лекция 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 4. Лекция 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. М, П, Д, ПБ ОК-1 ОК-4
      Практические занятия /семинары    
      Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4

Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия) заочной формы обучения (срок подготовки 2,6 года)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 2. Лекция 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 3. Лекция 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 4. Лекция 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. М, П, Д, ПБ ОК-1 ОК-4
      Практические занятия /семинары    
      Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4
      Тема 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-4

2.2. Самостоятельная работа студента - Очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.
  1. Предмет, методология и задачи курса «История».
  2. Монголо-татарское нашествие.
ОК-1 ОК-4
    Тема 2. Лекция 2. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв. ОК-1 ОК-4
    Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) ОК-1 ОК-4
    Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6
    Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг. 3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина. ОК-1 ОК-4
    Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период. 1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. ОК-1 ОК-4
    Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.) 3. Россия и мир на рубеже тысячелетий ОК-1 ОК-4
24-41   Темы и вопросы, определенные преподавателем с учетом интересов студентов: 1. Периодизация мировой истории и истории России. Дискуссии в литературе. 2. Роль географического и климатического факторов в социально-экономическом развитии России. 3. Россия в войнах ХХ века. 4. Россия в мировом сообществе цивилизаций. ОК-1 ОК-4
1-18   Подготовка реферата 1. Место России в сообществе мировых цивилизаций. 2. Происхождение и развитие городов Древней Руси, их роль в истории. 3. Русь и ее южные соседи в IX-XII веках. 4. Правители Древней Руси и их роль в отечественной истории. 5. Крещение Руси и его историческое значение. 6. Александр Невский и его роль в отечественной истории. 7. Русь и монголы. Дискуссия в литературе. 8. Первые московские князья. Легенды и реальность. 9. Становление единого русского государства. 10. Казачество в XVI-XIX вв. 11. Политические деятели эпохи Ивана Грозного. 12. Исторические персонажи Смутного времени. 13. Первые Романовы: политический портрет. 14. Юридическое оформление крепостного права в России: причины, этапы, значение. 15. Церковный раскол. Возникновение старообрядчества в России. 16. Земские соборы в истории России. 17. Дипломатия Петра I. 18. Эпоха Петра I глазами современников и потомков. 19. Причины, «технология» и последствия дворцовых переворотов. 20. Полководцы Российской империи XVIII – XIX вв. 21. Самозванство на Руси как исторический феномен. 22. М.М. Сперанский: человек и политик. 23. Полководцы Отечественной войны 1812 года. 24. Российские реформаторы второй половины XIX века. 25. Терроризм в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). 26. Либерализм в России: этапы становления и развития, особенности. 27. Народничество в истории освободительного движения. 28. Русский консерватизм: теория и практика. 29. Анархизм в России. М. Бакунин и П. Кропоткин. 30. Большевики и меньшевики: общее и особенное. 31. Государственная Дума России начала XX века. 32. Первая революция в России в современной историографии. 33. Русская армия в первой мировой войне. 34. Аграрная реформа П.А. Столыпина: мифы, дискуссии, реальность. 35. Политические партии России в 1917 г. 36. Учредительное собрание в России: история созыва и роспуска. 37. Октябрьская революции 1917 г. глазами современников. 38. «Белое движение» в России. 39. Казачество Дона в гражданской войне. 40. Новая экономическая политика: сущность и судьба. Оценки в литературе. 41. Большевистская элита и политическая система 1920 – 1930-х годов. 42. Коллективизация и трагедия раскулачивания на Дону и Северном Кавказе. 43. Советско-финская война: причины, последствия. 44. Ростовская область в годы Великой Отечественной войны. 45. Политическая система и общественная атмосфера в послевоенном СССР. 46. Политические портреты руководителей советского правительства 1950 – 1980-х годов. 47. Аграрная политика Н.С. Хрущева: этапы, направления, итоги и уроки. 48. Холодная война: причины, виновники, этапы. 49. Эпоха Л.И. Брежнева: застой или стабильность? 50. М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин: место в истории. ОК-1 ОК-4

Самостоятельная работа студента

Заочная форма обучения (срок подготовки 5 лет)

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Тема 1: Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Образование Древнерусского государства.Дискуссия о роли варягов в истории Руси. Норманнская теория и антинорманизм. Современная оценка роли варягов в создании государственности на Руси. Принятие христианства и его последствия для культурного и политического развития Руси. 2. Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси.Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Территориальная община. Общинная, государственная и частная собственность на землю. Начальные формы феодального землевладения (княжеские и боярские вотчины). Возникновение Церковно-монастырского землевладения. Появление феодально-зависимого населения. Особенности социального строя Древней Руси. 3. Феодальная раздробленность. Предпосылки и причины феодальной раздробленности. Возникновение основных политических и культурных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики. Особенности политического устройства русских земель в удельный период. Социально-экономические и политические последствия феодальной раздробленности и децентрализации. 4. Татаро-монголы и Русь. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Отечественная историография о роли татаро-монгольского ига в истории Руси. Развитие Российского государства и общества в XIV – XVI веках. Возникновение условного (поместного) землевладения. Формирование военно-служивых сословий: дворян, казаков. Донское казачество. Основные этапы и последствия закрепощения крестьян. 5. Цели и основные направления внешней политики в XV – XVI веках.Ливонская война. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Сибири. Россия и Крымское ханство. Отношения с государствами Центральной и Западной Европы. 6.Эволюция политической системы в XVII веке. Правление Алексея Михайловича. Эволюция сословно-представительной монархии в абсолютную. Церковный раскол: причины и последствия. 7.Культура России XIV –XVII вв.Изобразительное искусство, архитектура, литература, просвещение. ОК-1 ОК-4
    Тема 2. Россия в XVIII в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Альтернативы петровской модернизации в начале XVIII века. Дискуссии в исторической литературе. 2. Общественная оппозиция реформам Петра I. Восстание К. Булавина, заговор царевича Алексея, конфликт Петра Великого с церковью. 3. Россия после Петра I (1725 – 1762 гг.): причины и «механизмы» дворцовых переворотов. Положение дворянского сословия. 4.Культура и общественно-политическая мысль России XVIII в. ОК-1 ОК-4
    Тема 3. Российская империя в XIX в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Декабристы. Современные оценки декабризма в исторической литературе. 2. Внешняя политика России в первой половине XIX века.Отношения России с Англией и Францией в начале века. Отечественная война 1812 года и ее влияние на внутреннее и международное положение России. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. Образование священного союза. Восточный вопрос. Кавказская война. Крымская война: причины и последствия. 3. Особенности модернизации пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Начало индустриализации. Деятельность С.Ю. Витте. 4. Международное положение Российской Империи во второй половине XIX века. Отношения со странами Европы, Турцией. Внешняя политика на Дальнем Востоке. ОК-1 ОК-4
    Тема 4. Россия в XX-начале XXI в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Возникновение многопартийности в начале ХХ века в России. Генезис, классификация политических партий. 2. Программа и тактика социал-демократов, эсеров, кадетов, октябристов, монархистов в годы революции 1905 – 1907 гг. 3. Государственная Дума в начале XX века. Опыт российского парламентаризма. 4. Россия в Первой мировой войне. Причины поражений российской армии 5. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Курс на построение социализма в одной стране. 6. НЭП: причины введения, основные направления, противоречия. Социально-экономическое развитие СССР в 1924 – 1929 гг. 7. Коллективизация и индустриализация в СССР. Качественные перемены в советском обществе и экономике 1930-х гг. 8. Политическое развитие СССР в 1930-е гг. Механизмы взаимодействия власти и общества в 1930-е гг 9.. Дискуссионные вопросы истории внешней политики СССР в 1938 – 1941 гг. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-финская война. 10. Партизанское движение на оккупированных территориях СССР. 11. Интеллигенция и власть в 1945 – 1953 гг. 12. Мировое сообщество в послевоенные годы. Раскол мира на две общественно-политические системы. Начало «холодной войны» и ее этапы 13. СССР в 1953 – 1964 гг.: качественные перемены в экономике, уровне жизни, политическом режиме. 14. Проблемы интенсификации советской экономики в 1965 – 1985 гг. 15. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Отношение со странами социалистической системы. Начало разрядки международной напряженности в первой половине 1970-х годов. Хельсинское совещание. Обострение отношений с Западом в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Афганская война (1979 – 1989). 16. Диссидентское движение в СССР: причины явления, его содержание, роль в жизни общества. 17. Качество и уровень жизни в России 1990-х – 2000-х гг. 18. Межнациональные отношения в России 1990-х- 2000-х гг. 19. Российская Федерация и страны ближнего зарубежья. Проблемы отношений с Украиной, Белоруссией, Грузией и государствами Прибалтики. 20. Место России в современной международной политике. Отношения с НАТО и США. ОК-1 ОК-4

Самостоятельная работа студента

Заочная форма обучения (срок подготовки 2,6 года)

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Тема 1: Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Образование Древнерусского государства.Дискуссия о роли варягов в истории Руси. Норманнская теория и антинорманизм. Современная оценка роли варягов в создании государственности на Руси. Принятие христианства и его последствия для культурного и политического развития Руси. 2. Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси.Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Территориальная община. Общинная, государственная и частная собственность на землю. Начальные формы феодального землевладения (княжеские и боярские вотчины). Возникновение Церковно-монастырского землевладения. Появление феодально-зависимого населения. Особенности социального строя Древней Руси. 3. Феодальная раздробленность. Предпосылки и причины феодальной раздробленности. Возникновение основных политических и культурных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики. Особенности политического устройства русских земель в удельный период. Социально-экономические и политические последствия феодальной раздробленности и децентрализации. 4. Татаро-монголы и Русь. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Отечественная историография о роли татаро-монгольского ига в истории Руси. Развитие Российского государства и общества в XIV – XVI веках. Возникновение условного (поместного) землевладения. Формирование военно-служивых сословий: дворян, казаков. Донское казачество. Основные этапы и последствия закрепощения крестьян. 5. Цели и основные направления внешней политики в XV – XVI веках.Ливонская война. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Сибири. Россия и Крымское ханство. Отношения с государствами Центральной и Западной Европы. 6. Эволюция политической системы в XVII веке. Правление Алексея Михайловича. Эволюция сословно-представительной монархии в абсолютную. Церковный раскол: причины и последствия. 7. Культура России XIV –XVII вв.Изобразительное искусство, архитектура, литература, просвещение. ОК-1 ОК-4
    Тема 2. Россия в XVIII в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Альтернативы петровской модернизации в начале XVIII века. Дискуссии в исторической литературе. 2. Общественная оппозиция реформам Петра I. Восстание К. Булавина, заговор царевича Алексея, конфликт Петра Великого с церковью. 3. Россия после Петра I (1725 – 1762 гг.): причины и «механизмы» дворцовых переворотов. Положение дворянского сословия. 4. Культура и общественно-политическая мысль России XVIII в. ОК-1 ОК-4
    Тема 3. Российская империя в XIX в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Декабристы. Современные оценки декабризма в исторической литературе. 2. Внешняя политика России в первой половине XIX века.Отношения России с Англией и Францией в начале века. Отечественная война 1812 года и ее влияние на внутреннее и международное положение России. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. Образование священного союза. Восточный вопрос. Кавказская война. Крымская война: причины и последствия. 3. Особенности модернизации пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Начало индустриализации. Деятельность С.Ю. Витте. 4. Международное положение Российской Империи во второй половине XIX века. Отношения со странами Европы, Турцией. Внешняя политика на Дальнем Востоке. ОК-1 ОК-4
    Тема 4. Россия в XX-начале XXI в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Возникновение многопартийности в начале ХХ века в России. Генезис, классификация политических партий. 2. Программа и тактика социал-демократов, эсеров, кадетов, октябристов, монархистов в годы революции 1905 – 1907 гг. 3. Государственная Дума в начале XX века. Опыт российского парламентаризма. 4. Россия в Первой мировой войне. Причины поражений российской армии 5. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Курс на построение социализма в одной стране. 6. НЭП: причины введения, основные направления, противоречия. Социально-экономическое развитие СССР в 1924 – 1929 гг. 7. Коллективизация и индустриализация в СССР. Качественные перемены в советском обществе и экономике 1930-х гг. 8. Политическое развитие СССР в 1930-е гг. Механизмы взаимодействия власти и общества в 1930-е гг 9.. Дискуссионные вопросы истории внешней политики СССР в 1938 – 1941 гг. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-финская война. 10. Партизанское движение на оккупированных территориях СССР. 11. Интеллигенция и власть в 1945 – 1953 гг. 12. Мировое сообщество в послевоенные годы. Раскол мира на две общественно-политические системы. Начало «холодной войны» и ее этапы 13. СССР в 1953 – 1964 гг.: качественные перемены в экономике, уровне жизни, политическом режиме. 14. Проблемы интенсификации советской экономики в 1965 – 1985 гг. 15. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Отношение со странами социалистической системы. Начало разрядки международной напряженности в первой половине 1970-х годов. Хельсинское совещание. Обострение отношений с Западом в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Афганская война (1979 – 1989). 16. Диссидентское движение в СССР: причины явления, его содержание, роль в жизни общества. 17. Качество и уровень жизни в России 1990-х – 2000-х гг. 18. Межнациональные отношения в России 1990-х- 2000-х гг. 19. Российская Федерация и страны ближнего зарубежья. Проблемы отношений с Украиной, Белоруссией, Грузией и государствами Прибалтики. 20. Место России в современной международной политике. Отношения с НАТО и США. ОК-1 ОК-4

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры Ролевая игра на семинарском занятии по теме «Российская Империя в XVIII веке» При обсуждении вопроса о сословной политике Екатерины II студенты разделяются на группы, представляющие то или иное сословие (дворяне, купцы, крестьянско-посадское население). Опираясь на исторические документы, законодательные акты, группы описывают свое положение в государстве, пытаются дать ответ на вопрос о возможности или не возможности сословного мира в России в последней четверти XVIII века.  
2. Разбор конкретных ситуаций На лекциях и семинарских занятиях преподаватель регулярно обращается к разбору той или иной конкретной исторической ситуации. Например, при рассмотрении темы «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.» на лекционном занятии преподаватель рассматривает конкретные причины поражения Белого движения в гражданской войне, на семинарском занятии «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)» совместно со студентами преподаватель раскрывает ошибки в действиях высшего государственного руководства и командования РККА на кануне Великой Отечественной войны, и т.д. -
3. Психологические и иные тренинги Тренингина семинарских занятиях. Тренинг по теме «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия» направлен на осмысление причин и следствий событий рубежа веков и усвоение студентами исторических фактов и понятий. Группа студентов работает с тремя блоками заданий: 1) Хронологические таблицы, 2) Таблицы персоналий, 3) Схемы структур государственной власти Российской Империи. Студенты, заполняя таблицы, опираются на анализ исторических документов (программы партий, тексты выступлений политических лидеров, социально-экономическая статистика и т.п.), понятий и пытаются аргументировано ответить на основной вопрос занятия – о сущности революций в России начала ХХ века. -
4. Использование информационных ресурсов и баз данных База данных тестовых заданий по Отечественной истории для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов (см. 4.2). Ауд.524. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на лекциях и семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий. -
5. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Использование видео-лекций, записанных преподавателями кафедры. Использование электронной версии учебного пособия «Отечественная история» под ред. В.В. Наухацкого, размещенного на сайте РГЭУ. -
6. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: ЮФУ, МГУ. Пример: История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. Проф. В.Н. Шевелев — Ростов/ Дон. 2002, 2008; История России. В 2 т.т. / Под редакцией А.А. Сахарова. М., 2003, 2010. -
7. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении всех тем курса. Все темы курса предполагают обращение к соответствующей проблематике других дисциплин: Политология, История экономики, История отечественного государства и права. Проблемно-ориентированный подход заключается в использовании знаний, полученных по другим дисциплинам в процессе изучения, теоретического осмысления конкретно-исторического материала по истории России. -
8. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Тема «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.» на семинарском занятии рассматривается через призму проблемы попыток реформирования социально-экономического строя СССР. Аудитория пытается разрешить поставленную проблему – почему реформы 1953 – 1964, 1965, 1985 – 1991 гг. закончились неудачами? В ходе занятия студенты разделяются на группы согласно занятым точкам зрения и пытаются аргументировано отстоять свои позиции. -
9. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) На семинарском занятии по теме «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.» вопрос об общественно-политическом развитии страны в 1930-е гг. разбирается на основе метода case studies. Комплект материалов по вопросу представлен общей историей формирования политического режима в 1930-е гг., подборкой фактического, законодательного, статистического и др. материала, имеющимися в современной литературе заключениями по данной проблеме. Задачей студентов является самостоятельная разработка авторских подходов к рассмотрению проблемы, выдвижение альтернатив развития исторических событий. -
10. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач На семинарском занятии по теме «Российская Империя в XVIII веке» вопрос о месте реформ Петра Великого в истории России раскрывается с использованием проектно-организованных технологий обучения работе в команде. Студенческой аудитории предлагается разделиться на группы сторонников и противников петровской модернизации. Каждая из команд готовит к семинарскому занятию подборку разнообразной информации в защиту своей позиции, подкрепляя последнюю заключениями видных специалистов по данной теме. В ходе занятия команды обмениваются своими мнениями и под руководством преподавателя пытаются найти позицию примиряющую обе «полярные» точки зрения. -

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература:
1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. 3-е изд. М., 2010.  
2. Воронцов В.А. Новейшая история России: шоки без терапии эпохи Ельцина. М., 2009.  
3. Георгиева Н.Г. История России: Учебное пособие. М., 2009.  
4. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2005, 2009  
5. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.В. Сидорова. М., 2008.  
6. История России. ХХ век: 1939 – 2007 гг. / под ред. А.Б. Зубова. М., 2009.  
7. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Я.А. Перехова. Ростов-на-Дону, 2010.  
8. История России: С древнейших времен до конца XX века. В 2-х т. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. -
9. История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Семенниковой. М., 2009  
10. Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи. М., 2009.  
11. Отечественная история / Под редакцией В.В. Наухацкого. Ростов/Дон, 2008.  
12. Шестаков В.А. Новейшая история России. М., 2008.  
Дополнительная литература:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.  
2. Данилов А.Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV – XIX вв.). Ростов-на-Дону, 2007. -
3. Демкина М.Н. Эпоха Петра I. М., 2008.  
4. Зенкович Н.А. 1991. СССР. Конец проекта. М., 2009.  
5. И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов. М., 2005. -
6. История России XVIII – XIX веков / Под ред. академика РАН Л.В. Милова. М., 2006, 2008. -
7. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Любое изд. -
8. Красникова Е.В. Парадоксы экономического развития России XX – XXI вв. М., 2009.  
9. Машкин А.Н. Выдающиеся личности: история без мифов. Ростов-на-Дону, 2009.  
10. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.): в 2 т. Спб, 2003. -
11. Орлов А.С., В.А. Георгиев. Хрестоматия по истории России. М., 2006.  
12. Пихоя Р.Г. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х – 1991 гг. М., 2008.  
13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое изд.  
14. Россия: итоги последнего десятилетия (1998 - 2008) и перспективы развития: сб. ст. / Под общ. ред. Г. Горцка, Р. Крумма. М., 2010.  
15. Семенов В.С. Социализм и революции XXI века: Россия и мир. М., 2009.  
16. Соловьев С.М. Соч. в 18 томах. М., 1985-1995.  
17. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.  
18. Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.): в 2 т. / ред. совет: В.В. Алексеев, Б.В. Ананьич, Л.И. Бородкин и др. М., 2008-2009.  
Интернет-ресурсы:
1. https://www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира.  
2. https://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.  
3. https://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История.  
4. https://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории.  
5. https://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до наших дней" (БРЭ/Рубрикон).  
6. https://www.lants.tellur.ru Отечественная история.  
7. https://archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов.  
8. https://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945.  
9. https://www.rusempire.ru/ История Российской Империи.  
10. https://www.hrono.ru/ всемирная история в интернете.  

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
  Компьютерные классы (ауд. 524 и др.) ПК используется в целях осуществления промежуточного контроля знаний студентов посредством электронной базы тестовых заданий.
602 - 605 Экраны для демонстрации слайдов, просмотра видеолекций (ауд. 605, 604, 603, 602). Обучающее

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Вопросы для текущего контроля: Модуль 1. «Росси и мир в IX – начала ХХ вв.»: 1. С какой целью изучается история в ВУЗе? 2. Назовите социальные функции исторической науки. 3. Дайте определение предмета исторической науки. 4. Что входит в понятие методологии исторической науки? Охарактеризуйте основные прикладные методы исследования истории. 5. Какова периодизация Отечественной истории? 6. Как рассматривается в современной историографии вопрос о происхождении восточных славян? 7. Что такое «норманнская теория»? когда и как образовалась Древнерусское государство и что оно собой представляло? 8. Как развивалась экономика Древней Руси? Какие точки зрения по этому поводу существуют в литературе? 9. Каковы предпосылки и историческое значение принятия христианства на Руси? 10. Каковы предпосылки и последствия раздробленности на Руси? 11. Охарактеризуйте геополитическое положение русских земель на рубеже XII – XIII вв. Каковы причины поражения Руси в борьбе с монголами? 12. Какой характер носили отношения русских земель и Золотой Орды? 13. Охарактеризуйте дискуссию о влиянии татаро-монгольского ига на последующее развитие России. 14. Каковы политические и экономические предпосылки формирования единого государства? 15. Каковы этапы и особенности формирования единого государства? 16. Дайте характеристику государственного устройства России в середине XVI в. 17. Охарактеризуйте эволюцию форм земельной собственности в XVI – XVII вв. 18. Как изменилось правовое положение крестьян в XVI – XVII вв. 19. Что такое опричнина? 20. Дайте характеристику основных этапов Смуты и ее последствий? 21. Какие изменения произошли в экономике России вXVII в. 22. Охарактеризуйте основные реформы Петра I и покажите их значение для развития страны. Как деятельность Петра I оценивается в литературе? 23. Какие стратегические цели внешней политики были решены в период правления Петра I? Когда проходила Северная война и каковы были ее результаты? 24. Какие сословия российского общества в XVIII в. укрепили свои права? Перечислите их права и привилегии. 25. Почему период с 1725 по 1762 гг. был назван эпохой дворцовых переворотов? 26. Что понимается под политикой «просвещенного абсолютизма»? Какие мероприятия проводились Екатериной II в ходе этой политики? 27. Назовите дост

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: