РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.3 История
(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)
НАПРАВЛЕНИЕ
230400 «Информационные системы и технологии»
(код) (наименование)
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ | Юридический | |
КАФЕДРА | Исторических наук и политологии |
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. | ФГОС | уч. план | Очная форма | Заочная форма |
4г 00м | 5г 00м | 2г 06м | ||
Всего аудиторных занятий, час, в том числе: | ||||
- лекций, по семестрам | ||||
2 сем. | 1 курс | 1 курс | ||
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам | ||||
- практические занятия, по семестрам | ||||
1 сем. | 1 курс | 1 курс | ||
В интерактивной форме, час | ||||
Всего самостоятельной работы, час, в том числе: | ||||
- контрольные работы по семестрам | ||||
- курсовые работы по семестрам | ||||
- курсовые проекты по семестрам | ||||
- др. виды работы по семестрам | ||||
Зачеты, по семестрам, час | 1 сем | 1 курс | 1 курс | |
Экзамены, по семестрам, час | ||||
Всего ЗЕТ по учебному плану |
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 «информационные системы и технологии» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 г. № 747; Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 230400 «Информационные системы и технологии», одобренные Ученым Советом вуза 27.02.2013 г., протокол №7.
Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)
АВТОР кандидат ист. наук, ст. преп. | Чижикова ю.А.. | 31.08.2013 | |
(ученая степень, звание, должность) | (подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой | Наухацкий В.В. | 31.08.2013 | |
(наименование) | (подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
Методическим советом направления |
Учебно-методическим управлением | Иванова Е.А. | 01.09.2013 |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
История как учебная дисциплина имеет важное значение для общеобразовательной и специальной подготовки высококвалифицированных специалистов. История играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании объективных законов развития человеческого общества, в воспитании патриотизма, интернационализма, трудовых и нравственных качеств личности. Цель изучения дисциплины:сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России,ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России. Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России; знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; воспитание нравственности, морали, толерантности; понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии; понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; умение логически мыслить, вести научные дискуссии; творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению. |
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:фактический материал по истории возникновения, становления и развития Российского государства с древнейших времен; фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России на всех этапах её развития; основные исторические факты, даты, события, имена исторических и политических деятелей. |
Студент должен уметь:видеть общество в историческом развитии; уметь сравнивать и анализировать факты и явления общественной жизни на основе исторического материала; логически грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны и настоящему; самостоятельно работать с научной и учебной литературой по истории; свободно оперировать историческими понятиями при анализе исторических событий и фактов. |
Студент должен владетьнавыками целостного подхода к анализу проблем общества; |
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК):владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-4). |
Наименование элемента ООП | Результаты обучения | Трудоемкость на компетенцию в час | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
ОК | ||||
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1) | 1. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; 2. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней | 1. логически мыслить, вести научные дискуссии; 2. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории | 1. приемами ведения дискуссии и полемики | |
способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-4). | 1. основные направления, проблемы, теории и методы истории; 2. движущие силы и закономерности исторического процесса; 3. фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России на всех этапах её развития; основные исторические факты, даты, события, имена исторических и политических деятелей | 1. работать с источниками; осуществлять поиск информации; 2. получать, преобразовывать информацию в знание, 3. осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма | 1. навыками критического восприятия информации; 2. приемами исторического анализа и исследования |
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Философия |
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия очной формы обучения (лекции, семинарские занятия)
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекции | |||||
1-18 | - | Модуль 1. «Россия и мир IX - начала XX в» Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности. 1. Предмет, методология и задачи курса «История» 2. Особенности становления.государственности на Руси 3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |
- | Тема 2. Лекция 2.Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации 1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.) 2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв. 3. Россия в период Смуты. 4. Российское государство и общество в XVII в. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | ||
- | Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации. 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. | М, П, Д. | ОК-1 ОК-4 | ||
- | Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | ||
- | Тема 5. лекция 5. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв. 1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков. 2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность. 3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. 4. Российская империя в Первой мировой войне. | М, П, Д. | ОК-1 ОК-4 | ||
- | Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.» Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг. 1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России. 2. НЭП. 3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина. 4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР. | М, П, Д. | ОК-1 ОК-4 | ||
- | Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период. 1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. 2. СССР в годы Второй Мировой войны. 3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения. | М, П, Д. | ОК-1 ОК-4 | ||
- | Тема 8. Лекция 8. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг. 1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева. 2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.) 3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки». | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | ||
- | Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.) 1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг. 2. Экономические реформы в России. 3. Россия и мир на рубеже тысячелетий. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | ||
Практические занятия /семинары | |||||
1-18 1-2 | - | Модуль 1. «Россия и мир IX - начала XX в» Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности. 1. Предмет, методология и задачи курса «История» 2. Особенности становления.государственности на Руси 3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | |
3-4 | Тема 2. Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации 1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.) 2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв. 3. Россия в период Смуты. 4. Российское государство и общество в XVII в. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | ||
5-6 | Тема 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | ||
7-8 | Тема 4. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | ||
9-10 | Тема 5. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв. 1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков. 2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность. 3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. 4. Российская империя в Первой Мировой войне. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | ||
11-12 | Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.» Тема 6.. СССР в 1917 – 1939 гг. 1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России. 2. НЭП. 3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина. 4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | ||
13-14 | - | Тема 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период. 1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. 2. СССР в годы Второй Мировой войны. 3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | |
15-16 | - | Тема 8. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг. 1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева. 2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.) 3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки». | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 | |
17-18 | Тема 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.) 1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг. 2. Экономические реформы в России. 3. Россия и мир на рубеже тысячелетий. | Д, И, Э. | ОК-1 ОК-4 |
Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия) заочной формы обучения (срок подготовки 5 лет)
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекции | |||||
Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 2. Лекция 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 3. Лекция 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 4. Лекция 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. | М, П, Д, ПБ | ОК-1 ОК-4 | |||
Практические занятия /семинары | |||||
Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 |
Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия) заочной формы обучения (срок подготовки 2,6 года)
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекции | |||||
Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 2. Лекция 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 3. Лекция 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 4. Лекция 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. | М, П, Д, ПБ | ОК-1 ОК-4 | |||
Практические занятия /семинары | |||||
Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Предмет, методология и задачи курса «История». 2. Древняя Русь. 3. Российское государство в XIV – XVII вв. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 2. Россия в XVIII в.: попытки модернизации 1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра. 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 3. Российская империя в период правления Екатерины II. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 3. Российская империя в XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I и Николая I. 2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России 3. Общественно-политическое движение в России в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 | |||
Тема 4. Россия и мир в XX-начале XXI в. 1. Российская империя на рубеже веков. 2. Советская Россия 3. Постсоветская Россия. | М, П, Д, ПБ. | ОК-1 ОК-4 |
2.2. Самостоятельная работа студента - Очная форма обучения
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Реализуемые компетенции |
Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.
| ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 2. Лекция 2. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в. 4. Внешняя политика России в XIX в. | ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 | ||
Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг. 3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период. 1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.) 3. Россия и мир на рубеже тысячелетий | ОК-1 ОК-4 | ||
24-41 | Темы и вопросы, определенные преподавателем с учетом интересов студентов: 1. Периодизация мировой истории и истории России. Дискуссии в литературе. 2. Роль географического и климатического факторов в социально-экономическом развитии России. 3. Россия в войнах ХХ века. 4. Россия в мировом сообществе цивилизаций. | ОК-1 ОК-4 | |
1-18 | Подготовка реферата 1. Место России в сообществе мировых цивилизаций. 2. Происхождение и развитие городов Древней Руси, их роль в истории. 3. Русь и ее южные соседи в IX-XII веках. 4. Правители Древней Руси и их роль в отечественной истории. 5. Крещение Руси и его историческое значение. 6. Александр Невский и его роль в отечественной истории. 7. Русь и монголы. Дискуссия в литературе. 8. Первые московские князья. Легенды и реальность. 9. Становление единого русского государства. 10. Казачество в XVI-XIX вв. 11. Политические деятели эпохи Ивана Грозного. 12. Исторические персонажи Смутного времени. 13. Первые Романовы: политический портрет. 14. Юридическое оформление крепостного права в России: причины, этапы, значение. 15. Церковный раскол. Возникновение старообрядчества в России. 16. Земские соборы в истории России. 17. Дипломатия Петра I. 18. Эпоха Петра I глазами современников и потомков. 19. Причины, «технология» и последствия дворцовых переворотов. 20. Полководцы Российской империи XVIII – XIX вв. 21. Самозванство на Руси как исторический феномен. 22. М.М. Сперанский: человек и политик. 23. Полководцы Отечественной войны 1812 года. 24. Российские реформаторы второй половины XIX века. 25. Терроризм в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). 26. Либерализм в России: этапы становления и развития, особенности. 27. Народничество в истории освободительного движения. 28. Русский консерватизм: теория и практика. 29. Анархизм в России. М. Бакунин и П. Кропоткин. 30. Большевики и меньшевики: общее и особенное. 31. Государственная Дума России начала XX века. 32. Первая революция в России в современной историографии. 33. Русская армия в первой мировой войне. 34. Аграрная реформа П.А. Столыпина: мифы, дискуссии, реальность. 35. Политические партии России в 1917 г. 36. Учредительное собрание в России: история созыва и роспуска. 37. Октябрьская революции 1917 г. глазами современников. 38. «Белое движение» в России. 39. Казачество Дона в гражданской войне. 40. Новая экономическая политика: сущность и судьба. Оценки в литературе. 41. Большевистская элита и политическая система 1920 – 1930-х годов. 42. Коллективизация и трагедия раскулачивания на Дону и Северном Кавказе. 43. Советско-финская война: причины, последствия. 44. Ростовская область в годы Великой Отечественной войны. 45. Политическая система и общественная атмосфера в послевоенном СССР. 46. Политические портреты руководителей советского правительства 1950 – 1980-х годов. 47. Аграрная политика Н.С. Хрущева: этапы, направления, итоги и уроки. 48. Холодная война: причины, виновники, этапы. 49. Эпоха Л.И. Брежнева: застой или стабильность? 50. М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин: место в истории. | ОК-1 ОК-4 |
Самостоятельная работа студента
Заочная форма обучения (срок подготовки 5 лет)
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Реализуемые компетенции |
Тема 1: Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Образование Древнерусского государства.Дискуссия о роли варягов в истории Руси. Норманнская теория и антинорманизм. Современная оценка роли варягов в создании государственности на Руси. Принятие христианства и его последствия для культурного и политического развития Руси. 2. Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси.Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Территориальная община. Общинная, государственная и частная собственность на землю. Начальные формы феодального землевладения (княжеские и боярские вотчины). Возникновение Церковно-монастырского землевладения. Появление феодально-зависимого населения. Особенности социального строя Древней Руси. 3. Феодальная раздробленность. Предпосылки и причины феодальной раздробленности. Возникновение основных политических и культурных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики. Особенности политического устройства русских земель в удельный период. Социально-экономические и политические последствия феодальной раздробленности и децентрализации. 4. Татаро-монголы и Русь. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Отечественная историография о роли татаро-монгольского ига в истории Руси. Развитие Российского государства и общества в XIV – XVI веках. Возникновение условного (поместного) землевладения. Формирование военно-служивых сословий: дворян, казаков. Донское казачество. Основные этапы и последствия закрепощения крестьян. 5. Цели и основные направления внешней политики в XV – XVI веках.Ливонская война. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Сибири. Россия и Крымское ханство. Отношения с государствами Центральной и Западной Европы. 6.Эволюция политической системы в XVII веке. Правление Алексея Михайловича. Эволюция сословно-представительной монархии в абсолютную. Церковный раскол: причины и последствия. 7.Культура России XIV –XVII вв.Изобразительное искусство, архитектура, литература, просвещение. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 2. Россия в XVIII в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Альтернативы петровской модернизации в начале XVIII века. Дискуссии в исторической литературе. 2. Общественная оппозиция реформам Петра I. Восстание К. Булавина, заговор царевича Алексея, конфликт Петра Великого с церковью. 3. Россия после Петра I (1725 – 1762 гг.): причины и «механизмы» дворцовых переворотов. Положение дворянского сословия. 4.Культура и общественно-политическая мысль России XVIII в. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 3. Российская империя в XIX в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Декабристы. Современные оценки декабризма в исторической литературе. 2. Внешняя политика России в первой половине XIX века.Отношения России с Англией и Францией в начале века. Отечественная война 1812 года и ее влияние на внутреннее и международное положение России. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. Образование священного союза. Восточный вопрос. Кавказская война. Крымская война: причины и последствия. 3. Особенности модернизации пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Начало индустриализации. Деятельность С.Ю. Витте. 4. Международное положение Российской Империи во второй половине XIX века. Отношения со странами Европы, Турцией. Внешняя политика на Дальнем Востоке. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 4. Россия в XX-начале XXI в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Возникновение многопартийности в начале ХХ века в России. Генезис, классификация политических партий. 2. Программа и тактика социал-демократов, эсеров, кадетов, октябристов, монархистов в годы революции 1905 – 1907 гг. 3. Государственная Дума в начале XX века. Опыт российского парламентаризма. 4. Россия в Первой мировой войне. Причины поражений российской армии 5. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Курс на построение социализма в одной стране. 6. НЭП: причины введения, основные направления, противоречия. Социально-экономическое развитие СССР в 1924 – 1929 гг. 7. Коллективизация и индустриализация в СССР. Качественные перемены в советском обществе и экономике 1930-х гг. 8. Политическое развитие СССР в 1930-е гг. Механизмы взаимодействия власти и общества в 1930-е гг 9.. Дискуссионные вопросы истории внешней политики СССР в 1938 – 1941 гг. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-финская война. 10. Партизанское движение на оккупированных территориях СССР. 11. Интеллигенция и власть в 1945 – 1953 гг. 12. Мировое сообщество в послевоенные годы. Раскол мира на две общественно-политические системы. Начало «холодной войны» и ее этапы 13. СССР в 1953 – 1964 гг.: качественные перемены в экономике, уровне жизни, политическом режиме. 14. Проблемы интенсификации советской экономики в 1965 – 1985 гг. 15. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Отношение со странами социалистической системы. Начало разрядки международной напряженности в первой половине 1970-х годов. Хельсинское совещание. Обострение отношений с Западом в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Афганская война (1979 – 1989). 16. Диссидентское движение в СССР: причины явления, его содержание, роль в жизни общества. 17. Качество и уровень жизни в России 1990-х – 2000-х гг. 18. Межнациональные отношения в России 1990-х- 2000-х гг. 19. Российская Федерация и страны ближнего зарубежья. Проблемы отношений с Украиной, Белоруссией, Грузией и государствами Прибалтики. 20. Место России в современной международной политике. Отношения с НАТО и США. | ОК-1 ОК-4 |
Самостоятельная работа студента
Заочная форма обучения (срок подготовки 2,6 года)
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Реализуемые компетенции |
Тема 1: Предмет, методология и задачи курса «История». Древняя Русь. Российское государство в XIV – XVII вв. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Образование Древнерусского государства.Дискуссия о роли варягов в истории Руси. Норманнская теория и антинорманизм. Современная оценка роли варягов в создании государственности на Руси. Принятие христианства и его последствия для культурного и политического развития Руси. 2. Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси.Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Территориальная община. Общинная, государственная и частная собственность на землю. Начальные формы феодального землевладения (княжеские и боярские вотчины). Возникновение Церковно-монастырского землевладения. Появление феодально-зависимого населения. Особенности социального строя Древней Руси. 3. Феодальная раздробленность. Предпосылки и причины феодальной раздробленности. Возникновение основных политических и культурных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики. Особенности политического устройства русских земель в удельный период. Социально-экономические и политические последствия феодальной раздробленности и децентрализации. 4. Татаро-монголы и Русь. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Отечественная историография о роли татаро-монгольского ига в истории Руси. Развитие Российского государства и общества в XIV – XVI веках. Возникновение условного (поместного) землевладения. Формирование военно-служивых сословий: дворян, казаков. Донское казачество. Основные этапы и последствия закрепощения крестьян. 5. Цели и основные направления внешней политики в XV – XVI веках.Ливонская война. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Сибири. Россия и Крымское ханство. Отношения с государствами Центральной и Западной Европы. 6. Эволюция политической системы в XVII веке. Правление Алексея Михайловича. Эволюция сословно-представительной монархии в абсолютную. Церковный раскол: причины и последствия. 7. Культура России XIV –XVII вв.Изобразительное искусство, архитектура, литература, просвещение. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 2. Россия в XVIII в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Альтернативы петровской модернизации в начале XVIII века. Дискуссии в исторической литературе. 2. Общественная оппозиция реформам Петра I. Восстание К. Булавина, заговор царевича Алексея, конфликт Петра Великого с церковью. 3. Россия после Петра I (1725 – 1762 гг.): причины и «механизмы» дворцовых переворотов. Положение дворянского сословия. 4. Культура и общественно-политическая мысль России XVIII в. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 3. Российская империя в XIX в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Декабристы. Современные оценки декабризма в исторической литературе. 2. Внешняя политика России в первой половине XIX века.Отношения России с Англией и Францией в начале века. Отечественная война 1812 года и ее влияние на внутреннее и международное положение России. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. Образование священного союза. Восточный вопрос. Кавказская война. Крымская война: причины и последствия. 3. Особенности модернизации пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Начало индустриализации. Деятельность С.Ю. Витте. 4. Международное положение Российской Империи во второй половине XIX века. Отношения со странами Европы, Турцией. Внешняя политика на Дальнем Востоке. | ОК-1 ОК-4 | ||
Тема 4. Россия в XX-начале XXI в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Возникновение многопартийности в начале ХХ века в России. Генезис, классификация политических партий. 2. Программа и тактика социал-демократов, эсеров, кадетов, октябристов, монархистов в годы революции 1905 – 1907 гг. 3. Государственная Дума в начале XX века. Опыт российского парламентаризма. 4. Россия в Первой мировой войне. Причины поражений российской армии 5. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Курс на построение социализма в одной стране. 6. НЭП: причины введения, основные направления, противоречия. Социально-экономическое развитие СССР в 1924 – 1929 гг. 7. Коллективизация и индустриализация в СССР. Качественные перемены в советском обществе и экономике 1930-х гг. 8. Политическое развитие СССР в 1930-е гг. Механизмы взаимодействия власти и общества в 1930-е гг 9.. Дискуссионные вопросы истории внешней политики СССР в 1938 – 1941 гг. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-финская война. 10. Партизанское движение на оккупированных территориях СССР. 11. Интеллигенция и власть в 1945 – 1953 гг. 12. Мировое сообщество в послевоенные годы. Раскол мира на две общественно-политические системы. Начало «холодной войны» и ее этапы 13. СССР в 1953 – 1964 гг.: качественные перемены в экономике, уровне жизни, политическом режиме. 14. Проблемы интенсификации советской экономики в 1965 – 1985 гг. 15. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Отношение со странами социалистической системы. Начало разрядки международной напряженности в первой половине 1970-х годов. Хельсинское совещание. Обострение отношений с Западом в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Афганская война (1979 – 1989). 16. Диссидентское движение в СССР: причины явления, его содержание, роль в жизни общества. 17. Качество и уровень жизни в России 1990-х – 2000-х гг. 18. Межнациональные отношения в России 1990-х- 2000-х гг. 19. Российская Федерация и страны ближнего зарубежья. Проблемы отношений с Украиной, Белоруссией, Грузией и государствами Прибалтики. 20. Место России в современной международной политике. Отношения с НАТО и США. | ОК-1 ОК-4 |
2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных форм | Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения | Часы |
1. | Деловые и ролевые игры | Ролевая игра на семинарском занятии по теме «Российская Империя в XVIII веке» При обсуждении вопроса о сословной политике Екатерины II студенты разделяются на группы, представляющие то или иное сословие (дворяне, купцы, крестьянско-посадское население). Опираясь на исторические документы, законодательные акты, группы описывают свое положение в государстве, пытаются дать ответ на вопрос о возможности или не возможности сословного мира в России в последней четверти XVIII века. | |
2. | Разбор конкретных ситуаций | На лекциях и семинарских занятиях преподаватель регулярно обращается к разбору той или иной конкретной исторической ситуации. Например, при рассмотрении темы «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.» на лекционном занятии преподаватель рассматривает конкретные причины поражения Белого движения в гражданской войне, на семинарском занятии «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)» совместно со студентами преподаватель раскрывает ошибки в действиях высшего государственного руководства и командования РККА на кануне Великой Отечественной войны, и т.д. | - |
3. | Психологические и иные тренинги | Тренингина семинарских занятиях. Тренинг по теме «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия» направлен на осмысление причин и следствий событий рубежа веков и усвоение студентами исторических фактов и понятий. Группа студентов работает с тремя блоками заданий: 1) Хронологические таблицы, 2) Таблицы персоналий, 3) Схемы структур государственной власти Российской Империи. Студенты, заполняя таблицы, опираются на анализ исторических документов (программы партий, тексты выступлений политических лидеров, социально-экономическая статистика и т.п.), понятий и пытаются аргументировано ответить на основной вопрос занятия – о сущности революций в России начала ХХ века. | - |
4. | Использование информационных ресурсов и баз данных | База данных тестовых заданий по Отечественной истории для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов (см. 4.2). Ауд.524. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на лекциях и семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий. | - |
5. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Использование видео-лекций, записанных преподавателями кафедры. Использование электронной версии учебного пособия «Отечественная история» под ред. В.В. Наухацкого, размещенного на сайте РГЭУ. | - |
6. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: ЮФУ, МГУ. Пример: История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. Проф. В.Н. Шевелев — Ростов/ Дон. 2002, 2008; История России. В 2 т.т. / Под редакцией А.А. Сахарова. М., 2003, 2010. | - |
7. | Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении всех тем курса. Все темы курса предполагают обращение к соответствующей проблематике других дисциплин: Политология, История экономики, История отечественного государства и права. Проблемно-ориентированный подход заключается в использовании знаний, полученных по другим дисциплинам в процессе изучения, теоретического осмысления конкретно-исторического материала по истории России. | - |
8. | Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. | Тема «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.» на семинарском занятии рассматривается через призму проблемы попыток реформирования социально-экономического строя СССР. Аудитория пытается разрешить поставленную проблему – почему реформы 1953 – 1964, 1965, 1985 – 1991 гг. закончились неудачами? В ходе занятия студенты разделяются на группы согласно занятым точкам зрения и пытаются аргументировано отстоять свои позиции. | - |
9. | Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) | На семинарском занятии по теме «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.» вопрос об общественно-политическом развитии страны в 1930-е гг. разбирается на основе метода case studies. Комплект материалов по вопросу представлен общей историей формирования политического режима в 1930-е гг., подборкой фактического, законодательного, статистического и др. материала, имеющимися в современной литературе заключениями по данной проблеме. Задачей студентов является самостоятельная разработка авторских подходов к рассмотрению проблемы, выдвижение альтернатив развития исторических событий. | - |
10. | Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач | На семинарском занятии по теме «Российская Империя в XVIII веке» вопрос о месте реформ Петра Великого в истории России раскрывается с использованием проектно-организованных технологий обучения работе в команде. Студенческой аудитории предлагается разделиться на группы сторонников и противников петровской модернизации. Каждая из команд готовит к семинарскому занятию подборку разнообразной информации в защиту своей позиции, подкрепляя последнюю заключениями видных специалистов по данной теме. В ходе занятия команды обмениваются своими мнениями и под руководством преподавателя пытаются найти позицию примиряющую обе «полярные» точки зрения. | - |
3. Средства обучения
3.1. Информационно-методические
№ | Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке | |
Основная литература: | ||
1. | Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. 3-е изд. М., 2010. | |
2. | Воронцов В.А. Новейшая история России: шоки без терапии эпохи Ельцина. М., 2009. | |
3. | Георгиева Н.Г. История России: Учебное пособие. М., 2009. | |
4. | Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2005, 2009 | |
5. | История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.В. Сидорова. М., 2008. | |
6. | История России. ХХ век: 1939 – 2007 гг. / под ред. А.Б. Зубова. М., 2009. | |
7. | История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Я.А. Перехова. Ростов-на-Дону, 2010. | |
8. | История России: С древнейших времен до конца XX века. В 2-х т. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. | - |
9. | История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Семенниковой. М., 2009 | |
10. | Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи. М., 2009. | |
11. | Отечественная история / Под редакцией В.В. Наухацкого. Ростов/Дон, 2008. | |
12. | Шестаков В.А. Новейшая история России. М., 2008. | |
Дополнительная литература: | ||
1. | Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008. | |
2. | Данилов А.Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV – XIX вв.). Ростов-на-Дону, 2007. | - |
3. | Демкина М.Н. Эпоха Петра I. М., 2008. | |
4. | Зенкович Н.А. 1991. СССР. Конец проекта. М., 2009. | |
5. | И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов. М., 2005. | - |
6. | История России XVIII – XIX веков / Под ред. академика РАН Л.В. Милова. М., 2006, 2008. | - |
7. | Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Любое изд. | - |
8. | Красникова Е.В. Парадоксы экономического развития России XX – XXI вв. М., 2009. | |
9. | Машкин А.Н. Выдающиеся личности: история без мифов. Ростов-на-Дону, 2009. | |
10. | Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.): в 2 т. Спб, 2003. | - |
11. | Орлов А.С., В.А. Георгиев. Хрестоматия по истории России. М., 2006. | |
12. | Пихоя Р.Г. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х – 1991 гг. М., 2008. | |
13. | Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое изд. | |
14. | Россия: итоги последнего десятилетия (1998 - 2008) и перспективы развития: сб. ст. / Под общ. ред. Г. Горцка, Р. Крумма. М., 2010. | |
15. | Семенов В.С. Социализм и революции XXI века: Россия и мир. М., 2009. | |
16. | Соловьев С.М. Соч. в 18 томах. М., 1985-1995. | |
17. | Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000. | |
18. | Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.): в 2 т. / ред. совет: В.В. Алексеев, Б.В. Ананьич, Л.И. Бородкин и др. М., 2008-2009. | |
Интернет-ресурсы: | ||
1. | https://www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира. | |
2. | https://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. | |
3. | https://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История. | |
4. | https://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории. | |
5. | https://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до наших дней" (БРЭ/Рубрикон). | |
6. | https://www.lants.tellur.ru Отечественная история. | |
7. | https://archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов. | |
8. | https://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945. | |
9. | https://www.rusempire.ru/ История Российской Империи. | |
10. | https://www.hrono.ru/ всемирная история в интернете. |
3.2. Материально-технические
№ ауд. | Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия | Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов. |
Компьютерные классы (ауд. 524 и др.) | ПК используется в целях осуществления промежуточного контроля знаний студентов посредством электронной базы тестовых заданий. | |
602 - 605 | Экраны для демонстрации слайдов, просмотра видеолекций (ауд. 605, 604, 603, 602). | Обучающее |
4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
№ | Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену |
1. | Вопросы для текущего контроля: Модуль 1. «Росси и мир в IX – начала ХХ вв.»: 1. С какой целью изучается история в ВУЗе? 2. Назовите социальные функции исторической науки. 3. Дайте определение предмета исторической науки. 4. Что входит в понятие методологии исторической науки? Охарактеризуйте основные прикладные методы исследования истории. 5. Какова периодизация Отечественной истории? 6. Как рассматривается в современной историографии вопрос о происхождении восточных славян? 7. Что такое «норманнская теория»? когда и как образовалась Древнерусское государство и что оно собой представляло? 8. Как развивалась экономика Древней Руси? Какие точки зрения по этому поводу существуют в литературе? 9. Каковы предпосылки и историческое значение принятия христианства на Руси? 10. Каковы предпосылки и последствия раздробленности на Руси? 11. Охарактеризуйте геополитическое положение русских земель на рубеже XII – XIII вв. Каковы причины поражения Руси в борьбе с монголами? 12. Какой характер носили отношения русских земель и Золотой Орды? 13. Охарактеризуйте дискуссию о влиянии татаро-монгольского ига на последующее развитие России. 14. Каковы политические и экономические предпосылки формирования единого государства? 15. Каковы этапы и особенности формирования единого государства? 16. Дайте характеристику государственного устройства России в середине XVI в. 17. Охарактеризуйте эволюцию форм земельной собственности в XVI – XVII вв. 18. Как изменилось правовое положение крестьян в XVI – XVII вв. 19. Что такое опричнина? 20. Дайте характеристику основных этапов Смуты и ее последствий? 21. Какие изменения произошли в экономике России вXVII в. 22. Охарактеризуйте основные реформы Петра I и покажите их значение для развития страны. Как деятельность Петра I оценивается в литературе? 23. Какие стратегические цели внешней политики были решены в период правления Петра I? Когда проходила Северная война и каковы были ее результаты? 24. Какие сословия российского общества в XVIII в. укрепили свои права? Перечислите их права и привилегии. 25. Почему период с 1725 по 1762 гг. был назван эпохой дворцовых переворотов? 26. Что понимается под политикой «просвещенного абсолютизма»? Какие мероприятия проводились Екатериной II в ходе этой политики? 27. Назовите дост |