Образование, как фактор культуры

Образование, как фактор культуры – возникло в первобытную эпоху.

Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, навыков, либо по их совершенствованию.

Цель образования: подготовка человека к самостоятельной творческой деятельности в избранной им сфере занятий.

Функции образования:

· Приобщение индивида к достижениям человечества,

· Сохранение и ретрансляция культурного достижения человечества,

· Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы.

Виды образования:

· Дошкольное,

· Школьное (начальное, основное, среднее),

· Профессиональное,

· Дополнительное.

Тенденции развития:

· Демократизация образования (выбор),

· Гуманитаризация т.е. повышение роли гуманитарных наук,

· Гуманизация – усиление внимания к личности ученика,

· Фундаментализация – освобождение материала, концептуальное изучение законов мира, проникновение в сущность мира,

· Информатизация или компьютеризация,

· Интеграция - процесс объединения частей в целое,

· Воспитание в духе свободы и ответственности, приоритет общечеловеческой ценности,

· Непрерывность образования.

Мировоззрение

Мировоззрение – система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром. Мировоззрение может быть оптимистическим и пессимистическим. Мировоззрение всегда связано с убеждением

Мировоззрение (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Зачем человек приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чём смысл жизни? Всё это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием.

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе. Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни, проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: