Виды речи

Речь человека имеет многообразные виды, формы. Но любой вид речи будет относится к одному из двух основных: устной и письменной.

Одним из видом устной речи является речь, протекающая в форме диалога. Это диалогическая (диалоговая) речь. Это разговорная речь.

Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Особенности диалога.

1. Диалог - речь поддерживаемая. Активно поддерживается собеседником.

2. Диалог ведется при непосредственном контакте говорящих.

3. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

4. В диалоге обычно обсуждается наличная ситуация. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности.

5. Она является наиболее простой, не требует развернутого выражения речи, одно слово может заменять целую фразу.

6. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты.

Другой формой, является речь, произносимая одним человеком, слушатели ее воспринимают, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом (например, речь оратора, лектора, докладчика).

Особенности монологической речи:

- более сложна, чем диалогическая. Требует строго, последовательно излагать свои мысли, оценивать, как усваивается информация.

- непрерывна

- она должна быть не только последовательна, но и доказательна;

- в ней должна правильно употребляться грамматика.

- активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим;

Виды монолога:

- устный рассказ, когда говорящий передает в описательной форме виденное, слышанное или познанное им, неизвестное для слушателей.

- лекция - в ней дается не только описание явлений, но и ведется доказательство тех или иных научных положений.

- доклад и выступление.

Доклад - продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщении. Например, доклад о результатах проведенного научного эксперимента и т. д. Речь при выступлении должна пробуждать определенную мысль и доходить до сердца слушателей. В ней объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора школы в связи с началом учебного года, речь при открытии памятника.

Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи - выступление перед микрофоном и телевизионной камерой.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Активная форма речи – речь говорящего человека, речь слушающего выступает в пассивной форме.

Даже когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. Внешне это не проявляется, но речевая деятельность присутствует.

У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок сначала учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Но и в более зрелом возрасте люди отличаются по степени развития активной и пассивной речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но при этом совершенно не умеет слушать другого.

Наряду с устной, существует письменная речь. Отличается от устной тем, что изображается графически, с помощью письменных знаков.

Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед глазами. Однако она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания. Мы не может придать ей эмоциональную окраску, сопроводить жестами.

Письменная речь обращена не к одному или нескольким людям, а к самому широкому кругу читателей. Она позволяет приобщиться к мировой культуре.

Еще один вид речи – кинетическая речь. Сохранился с давних пор. Первоначально это был основной и единственный вид речи, который выполнял все функции. В настоящее время используется в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов. Очень часто мы сопровождаем нашу речь жестами, что придает ей большую выразительность. Основной вид речи у глухонемых. Но она конечно более развита, чем кинетическая речь древнего человека, обладает целой системой звуковых сигналов.

Еще одно деление речи на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь связана с обеспечением процесса мышления.

Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.

Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется на основе внешней.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: