Проблема определения философии

1.Философия - это особая сфера человеческой культуры, связанная с поиском ответов на наиболее общие вопросы, которые ставит перед собой человек. Это вопросы о смысле жизни и смерти, о времени, об истоках происхождения мира, человека и общества, о природе добра и зла, о том, что такое мышление, как человек познает мир и т.д.

2. Философия носит универсальный характер, то есть вопросы, которые она поднимает, равно значимы для представителей различных этнических и религиозных традиций, а также различных исторических эпох и культур.

3. И. Кант определил задачу философии как поиск ответа на вопросы: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?" Это знание имеет принципиально незавершенный характер, потому что на вечные вопросы невозможно дать окончательный и исчерпывающий ответ.

4. Философия похожа на искусство, т.к. мы не можем исчерпывающе описать словами понравившуюся музыку или живописное полотно.

- Философию роднит с искусством личностный и неповторимый характер восприятия мира и связанная с этим актуальность каждого подлинного философского произведения, которая не изменяется с течением времени.

- Н.А. Бердяев рассматривал философию как особый вид искусства - искусство познания. Поэтому, можно сказать, что смысл философии сокрыт в самом процессе философствования, когда человек получает сущностную информацию о мире и своём месте в нём.

5. В буквальном переводе с древнегреческого языка слово "философия" означает "любовь к мудрости". Мудрость - это высшее, определяющее всё знание о мире и человеке. Не случайно мудрец - это человек, постигший сокровенный смысл и суть бытия. Стремление к мудрости, попытки идентифицировать себя с высшим знанием - это один из важнейших, культурных импульсов человека, который определяет значимость философского знания.

6. Впервые термин "философия" мы встречаем у древнегреческого мыслителя Пифагора (6 в. до н. э.). "Философия" в качестве особой сферы человеческого знания, становится предметом размышлений у Платона - автора первой в истории европейской мысли философской системы.

Исторически складываются два типа философствования:

1. Софийный способ философствования заключается в постоянном поиске истины и смысла, в живом диалоге с бытием, в стремлении мыслить мир максимально творчески и нестандартно. Определение подобного типа философствования предлагается В. Вернадским: "Философия никогда не решает загадки мира. Она их ищет. Она пытается охватить жизнь разумом, но никогда не может достичь этого окончательно. Философская истина всегда может быть подвергнута сомнению свободной личностью".

2. Эпистемный (от греч. "эпистеме" - знание) способ философствования исходит из того, что философия является высшим типом знания о сущем, наиболее адекватной и универсальной моделью процессов, которые разворачиваются во Вселенной. Определение философии в соответствии с эпистемным способом философствования А. Спиркин: "Философия является учением о наиболее общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наукой про наиболее общие законы развития природы, общества, мышления".

Подлинное философское знание включает в себя и софийный, и эпистемный компонент, поэтому философию можно определить как особую сферу человеческой культуры, связанную с поиском ответа на вечные вопросы и формированием мировоззрения человека в ту или иную историческую эпоху.

3. Структура философского знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: