Негативные стороны рынка

1. Чрезмерная власть денег, которая распространяется на общечеловеческие ценности.

2. Неизбежность безработицы.

3. Социальная дифференциация.

4. Денежные кризисы, инфляция, экономические кризисы.

5. Наличие жёсткой конкуренции.

6. Криминализация общества.

7. Рынок – изначально не справедливая модель.

Тем не менее, на сегодняшний день рынок – это наиболее эффективный хозяйственный механизм, выработанный человечеством, так как позволяет избежать дефицита товаров и услуг и их избыток, максимально удовлетворить потребности человека при наименьших затратах, устанавливает оптимальные цены и т.д.

Вопрос 2. Рынок, несмотря на кажущуюся стихийность и анархичность, обладает внутренним порядком, подчиняется закономерностям, а следовательно, может самонастраиваться и эффективно функционировать. Главными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция и цена.

Спрос – это желание и возможность одного или нескольких покупателей приобрести товар и услуги по определённым ценам в конкретном месте и время. Таким образом, спрос характеризует рынок с позиций покупателя.

Величена спроса – это количество товара, который желают и могут приобрести потребители.

На изменение величены спроса оказывают влияние ряд факторов. Главным из них является ценовой, когда при росте цен покупатель отказывается от приобретения данного товара. На этом основании сформулирован закон спроса:

По мере роста цен, при неизменности других (неценовых) факторов, величена спроса падает и наоборот. Данный закон может быть изображён графически.

Р цена D

A

B

C

количество товара Q

Рис. 1. Кривая спроса.

График наглядно показывает зависимость величены спроса от цены. В данном случае наблюдается обратная пропорциональность, график имеет отрицательный наклон.

Исключения из закона спроса:

1. Парадокс Гиффена – увеличение цен на товары первой необходимости может вызвать увеличение величены спроса на них. При этом возрастание величены спроса происходит за счёт переориентации спроса.

2. Эффект Веблена или сноба – при снижении цен на предметы роскоши снижается и величена спроса на них. Возникает из-за того, что дешёвые вещи не подчёркивают высокий социальный статус человека.

Помимо цены на изменение величины спроса существенное влияние оказывают ряд неценовых факторов, которые для каждого товара или услуги индивидуальны. Но выделяются наиболее часто встречающиеся факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: