Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан особое место занимает скандинавский институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека).
В разных странах он называется по-разному: в Англии – «парламентский комиссар», в Австрии – «народный защитник», а во Франции – «медиатор».
Впервые данный институт возник в начале XIX века в Швеции.
Особая популярность данного института объясняется многими демократическими чертами:
1) Независимое положение в системе органов государственной власти.
2) Несменяемость в течение всего срока, на который он назначается.
3) Открытость и доступность для всех граждан.
4) Бесплатность оказания гражданам помощи.
Для характеристики данного института следует обратиться к трём наиболее интересным моделям:
1. Шведской модели. В Швеции омбудсмен, как правило, назначается на должность парламентом и делает ежегодный доклад перед парламентом о выявленных нарушениях прав и свобод.
Виды омбудсменов в Швеции:
1) Шеф-омбудсмен. Сфера его деятельности: информационная. Он осуществляет контроль за обеспечением доступа общественности к официальным документам, к компьютерной системе и банкам персональных данных.
|
|
2) Омбудсмен по вопросам юстиции. Он осуществляет контроль за соблюдением прав человека правоохранительными органами и полицией.
3) Омбудсмен по вопросам пресечения расовой дискриминации в области социальных и трудовых отношений.
4) Омбудсмен по вооружённым силам. Осуществляет надзор за вооружёнными силами и их взаимоотношениями с гражданскими организациями и физическими лицами.
5) Омбудсмен по надзору за законностью в области социального обеспечения и налогообложения.
2. Английской модели. В Великобритании уполномоченный по правам человека называется «парламентский комиссар». Назначает королевой и имеет право занимать данный пост до 65 лет, после чего может быть смещён по решению обеих палат парламента по представлению королевы.
Компетенция:
Рассматривает жалобы граждан Великобритании, постоянно проживающих в стране на действия министерств и ведомств, если данные действия не могут быть обжалованы в суде. Действует так называемый «парламентский фильтр» – это жалоба подаётся через одного из членов парламента, который и обращается к парламентскому комиссару с просьбой провести расследование по жалобе.
Расследование может проводиться в следующих формах:
1. Открытые слушания с участием представителей сторон.
2. Неформальные беседы.
Отчёт о расследовании отправляется гражданину, обратившемуся с жалобой, члену парламента, по просьбе которого проводилось расследование, должностному лицу или органу, действия которого обжалуются и руководителю соответствующего ведомства.
|
|
Заключение парламентского комиссара носит рекомендательный характер и необязательно к исполнению.
3. Французской модели. Во Франции «медиатор». Он рассматривает жалобы граждан Франции и иностранцев на действия государственных органов и должностных лиц. Жалоба подаётся через членов парламента.
Полномочия медиатора:
1) Возбуждать дисциплинарное производство в отношении государственных служащих.
2) Подать жалобу в суд на государственного служащего.
3) Ходатайствовать о возбуждении уголовного дела.
4) Выступать в суде в роли обвинителя.
5) Запрашивать любую документацию и материалы, кроме относящихся к обороне страны, безопасности и внешней политике.
6) Право законодательной инициативы.
Виды омбудсменов:
I. В зависимости от компетенции:
1) Омбудсмен общей компетенции (например, во Франции – ему подаются жалобы на нарушение всех прав).
2) Специализированные омбудсмены (как в Швеции – им подаются жалобы соответствующей группы прав).
II. В зависимости от территории деятельности омбудсменов
1) Общегосударственные (то есть действуют на всей территории – Франция, Швеция, Россия).
2) В субъектах федерации или в автономных образованиях (например, США – только в субъектах есть омбудсмены; в РФ в субъектах есть – к примеру, уполномоченный по правам ребёнка в Москве).
III. В зависимости от порядка назначения.
1) Законодательные. Те, которые избираются парламентов. Таких большинство – Франция, Швеция, Россия…
2) Исполнительные. Назначаются органами исполнительной власти. Они как исключения. Есть в США (в Великобритании назначаются монархом, тут нельзя отнести его ни к законодательной, ни к исполнительной).