Национальные органы Российской Федерации

по стандартизации

Национальными органами РФ по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой).

Национальные органы Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

· Утверждает национальные стандарты;

· Принимает программу разработки национальных стандартов;

· Организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию в соответствии с законом «О техническом регулировании»;

· Обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

· Осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

· Создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

· Организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

· Участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

· Утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

· Представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

· обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44 настоящего Федерального закона;

· регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

· принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 670 в составе Министерства регионального развития Российской Федерации создано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой).

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) является федеральным органом исполнительной власти.

Госстрой осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству также осуществляет функции по вопросам, не отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению Министерства регионального развития Российской Федерации, по выработке и (или) реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Международная организация по стандартизации
(ИСО)

Международная стандартизация.

В области международной стандартизации работу ведут:

ИСО (ISO) — Международная организация по стандартизации;

МЭК — Международная электротехническая комиссия;

МСЭ — Международный союз электросвязи.

Высшим органом ИСО (создана в 1946 г.) является Генеральная ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее важным вопросам и избирает Президента организации. Кроме того, руководящими органами ИСО являются Совет — руководит ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи; Техническое руководящее бюро.
Структура ИСО:

Генеральная ассамблея — высший руководящий орган, решающий вопросы деятельности ИСО. Собирается один раз в три года

Совет ИСО — занимается решением рабочих вопросов.

Техническое руководящее бюро — решает вопросы технической деятельности.

ПЛАКО — Плановый комитет по стандартизации.

СTAKO — Комитет по изучению научных принципов стандартизации.

КОПОЛКО — Комитет по защите интересов потребителей.

ДЕВКО — Комитет по оказанию помощи развивающимся странам.

КАСКО — Комитет по сертификации соответствия продукции международным стандартам.

РЕМКО — комитет по стандартным образцам.

ИНФКО — Комитет по научно-технической информации.

Исполнительное бюро — решает финансовые вопросы, вопросы организации и руководства технической деятельности.

Международная организация по стандартизации (ИСО) является Всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый член ИСО, заинтересованный в деятельности соответствующего технического комитета, имеет право быть представленным в этом комитете. Членами ИСО являются в настоящее время свыше 80 стран. Работой каждого технического комитета руководит одна из национальных организаций по стандартизации. Кроме того, имеются члены-корреспонденты ИСО, которыми могут являться развивающиеся страны, не имеющие национальных организаций по стандартизации; им предоставлено право бесплатного получения рекомендаций и стандартов ИСО и другой информационной литературы.

В ИСО в качестве ее электротехнического отдела входит Международная электротехническая комиссия (МЭК). Ее назначение — содействовать унификации стандартов в области электротехники, радиотехники и электроники. Представители нашей страны активно участвуют в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп МЭК в части подготовки ее рекомендаций. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, направляются техническим комитетам — членам ИСО на голосование перед их утверждением Советом ИСО в качестве международных стандартов. Стандарты утверждаются в качестве международных в соответствии с установленными в ИСО требованиями: в случае их одобрения по меньшей мере 75% комитетов — членов ИСО, принимавших участие в голосовании.

Технические комитеты по стандартизации

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Технические комитеты могут заниматься стандартизацией, как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации.

Основные функции ТК:

· Определение концепций развития стандартизации в своей области;

· Подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

· Составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

· Оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

· Привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

В ряде технических комитетов создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

Научно-технической базой по созданию ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Для реализации этих вопросов в области строительства в 2013 году создано семь ТК:

ТК «Общие вопросы проектирования и строительства»;

ТК «Градостроительство»;

ТК «Здания и сооружения, строительные конструкции и основания»;

ТК «Наружные и внутренние инженерные сети и системы»;

ТК «Строительные материалы»;

ТК «Правила производства работ в строительстве»;

ТК «Инженерные изыскания» (условное название комитета).

Рисунок 1 – Техническое регулирование в строительстве

Эти комитеты созданы при Научно-техническом совете по строительству, сопредседателями которого являются Госстрой, Росстандарт, представители НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей), НОП (Национальное объединение проектировщиков) и НОИЗ (Национальное объединение изыскателей) - рисунок 1.

Национальные стандарты, общероссийские

классификаторы технико-экономической

и социальной информации

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании». Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

В настоящее время уже принято большое количество общероссийских классификаторов и число их будет постоянно увеличиваться по мере интеграции России в мировую экономику.

Примеры общероссийских классификаторов:

· Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

· Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР);

· Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

· Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

· Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов

Стандарты организаций

Понятие качества

Методы определения показателей качества

Информация о технических регламентах и документах по стандартизации

Финансирование в области технического регулирования

Правила разработки и утверждения национальных

стандартов

Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

На основании этих документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением ранее указанных документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

Стандарты организаций

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, которые нами были рассмотрены ранее, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Содержание стандартов организаций обозначено Законом «О техническом регулировании» и определяется целями и принципами стандартизации, необходимостью совершенствования производства и обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений Федерального закона «О техническом регулировании».

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Необходимо подчеркнуть, что стандарты организаций не являются элементом национальной системы стандартизации. Организации самостоятельно решают все вопросы разработки, утверждения, учёта, изменения и отмены своих стандартов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: