И. Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии в семье врача. Отец умер, когда мальчику было 5 лет, любящая мать окружила мальчика вниманием и заботой. Получил гуманитарное образование: посещал филологический и философский факультеты, но учился неважно – был рассеян и невнимателен. В 17 лет прочел «Эмиля» Руссо, который произвел на него огромное впечатление. Обучение в коллегиуме не закончил – его выгнали за участие в деятельности студенческого кружка.

В 23 года, когда после смерти матери ему досталось небольшое наследство, на эти и взятые в долг деньги Песталоцци купил имение, которое назвал «Нейгоф» (новое хозяйство), и пытался устроить там показательную ферму, но разорился. Тогда в 1774 г. он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», где воспитывал ок. 50 сирот и беспризорных детей. Оно, по мысли Песталоцци, должно было существовать на средства, заработанные самими детьми. Но попытка провалилась.

Книга «Лингард и Гертруда» сделала его знаменитым. Жанр книги можно назвать социально-педагогической.........................: отставной солдат и его жена ведут рациональное хозяйство, учат и воспитывают своих и приемных детей и живут достойно и счастливо. Книгу перевели на многие европейские языки, автора приглашали на работу в другие страны.

В 1788 в Швейцарии произошла буржуазная революция. В ходе последовавшей затем гражданской войны появилось много сирот и беспризорных. Правительство поручило Песталоцци организовать для них приют. В Станце он собрал около 80 детей. Приют просуществовал всего полгода, потом его помещение французские оккупанты отобрали под лазарет. Новая книга «Как Гертруда воспитывает своих детей» принесла автору золотую медаль и упрочила его авторитет в глазах общественности.

С 1799 г. Песталоцци начинает работать в Бургдорфе – сначала учителем, потом, доказав свои незаурядные способности, - главой пед. коллектива. ему отдают весь замок под училище с интернатом. Он разрабатывает методику начального образования, которая используется и поныне, назвав ее теорией...............................образования. В основе теории – основные элементы всякого знания: число, форма, слово. Методика призвана научить детей измерять, считать и владеть речью. Основа обучения – наглядность. Школа в Бургдорфе была закрыта через 4 года: правительство сочло ее «рассадником демократизма». Но возмущенное общественное мнение заставляет выдвинуть выдающемуся педагогу новые предложения. Он выбирает Ивердон.

Школа в Ивердоне просуществовала 20 лет (1805-1825). Помимо школы на свои собственные средства Песталоцци открывает бесплатную школу для бедных, интернат, а также учительскую семинарию. Впервые в мировой практике создается постоянно действующее учреждение для повышения квалификации учителей, в основе его деятельности – изучение передового...................................................... В Ивердоне была создана система частных методик начального обучения чтению, письму, счету. Однако, средства кончились, сотрудники переругались, школу пришлось закрыть. (Ныне там Центр Песталоцци).

Разочарованный, одинокий (умерли и сын, и жена) Песталоцци возвращается в Нейгоф и в 1826 г. пишет там "«Лебединую песнь» – свой итоговый педагогический труд. На его могильном памятнике выбиты слова «Все для других, ничего для себя».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции

2. Охарактеризуйте ведущие педагогические идеи, характерные для эпохи Просвещения. Какое отражение нашли эти идеи в произведениях искусства?

3. Сравните вклад выдающихся деятелей эпохи Просвещения в современную им теорию и практику воспитания, а также в развитие педагогики последующих эпох.

4. Как бы вы назвали жанр педагогических сочинений Руссо и Песталоцци? Какие еще произведения этого жанра вам известны?

5. Сравните периодизацию детства, предложенную Руссо, с другими аналогичными системами возрастной стратификации.

6. Приведите примеры воздействия идей западноевропейского Просвещения на педагогическую практику Российской империи.

7. Проанализируйте компоненты педагогического мастерства И.Г.Песталоцци.


Тема 14. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ С Х ДО НАЧАЛА XVIII ВЕКА. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЛАН

1. Славянские языческие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей. Влияние принятия христианства на распространение грамотности. Педагогические сочинения Древней Руси

2. Социально-экономические преобразования Петра I, повлекшие изменения в сфере образования и воспитания. Новые учебные заведения петровской эпохи.

3. Социально-политические и культурные процессы, характерные для «послепетровского» периода. Место художественного образования в учебно-воспитательной системе. Образы детства в русском искусстве эпохи Просвещения.

4. Формирование в России высшей школы и развитие науки. Деятельность М.В.Ломоносова.

5. Учебно-воспитательные учреждения нового типа. Деятельность И.И.Бецкого. Организационная перестройка российской школы. Ф.Янкович. Российская педагогическая печать эпохи Просвещения. Н.Новиков.

6. Влияние присоединения белорусских земель к России на национальное образование.

Славянские языческие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей:

– внимание и уважение к материнству зафиксировано в обрядах родин (почитание повитухи), графических образах................................, ставших традиционным...............................;

– подготовка к инициациям отразилась в.........................(см. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки»);

– традиции семейного воспитания закреплены в..........................................

..........................................................................

В VIII­IX вв. у восточных славян имеется некая – по всей вероятности пиктографическая – форма письма: «черты и резы», упоминаемые в........................................................................

Принятие в Х в. христианства принесло помимо иных культурных заимствований распространение.............................и использование достижений развитой............................................... В княжеских семьях появляются домашние учителя. По приказу Владимира в Киеве открывается первая школа для детей дружинников. Основной учебной книгой, как и в других европейских странах в эпоху средневековья, становится..........................., переведенная в IХ в. Кириллом и Мефодием на староболгарский (впоследствии названный церковнославянским) язык. На основе кириллической письменности начинается..................................на старославянском языке (смесь живых разговорных и книжных, церковнославянских выражений). Развивается литературный язык, в т.ч. усилиями........................................ В монастырях на заказ переписывают избранные тексты, составляя изборники.

В ХI – ХIII вв. центрами образования и книгописания становятся......................................, в т.ч. и женские. Грамотность широко распространена в городах, например, в Новгороде большинство взрослых грамотные. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, среди которых найдены листки «тетради» мальчика по имени Онфим. В Новгороде же найдена деревянная дощечка с вырезанным на ней.................................. Буквы древнерусского алфавита для простоты запоминания были превращены священниками-учителями в цепочку фраз, имеющих назидательный смысл: «Ааз буки веди. Глаголь добро...».

Книгописание – тяжкий труд, доступный гл.обр. мужчинам. Но одной из образованнейших женщин эпохи,..................................., удалось преодолеть эту проблему.

В княжение сына Владимира и Рогнеды,........................................, в Киеве открывается «повышенная» школа. Все дети Ярослава получают хорошее образование и бесстрашно отправляются в иные европейские страны (заключаются династические браки).

Внук Ярослава Мудрого,........................................(ХII в.), является автором первого древнерусского сочинения педагогической направленности. Как и в иных странах, это сочинение имеет форму отеческого поучения. «Поучение Владимира Мономаха своим детям» было включено во многие изборники.

С XIII в. история, культура и образование на белорусских землях обусловлены вхождением в состав Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой, они получают выраженный западный вектор развития (этот материал подробно анализируется на семинарах). Некоторые представления о характере воспитания в России в XIII­XIV вв. дает сборник «Домострой», составленный монахом Сильвестром.

В конце XVI – XVII вв. под влиянием православных выходцев из Речи Посполитой происходят заметные изменения в культурной жизни Руси: в царской семье в обиход входят западноевропейские обычаи. В Москве появляется Немецкая слобода, создается Придворный театр. Дети царя Алексея Михайловича под руководством...................................учили латынь и польский.

Еще в царствование Ивана Грозного в Москве начинается деятельность русского первопечатника................................... (его помощник, Петр Мстиславец – выходец из белорусских земель). В 1574 г. напечатана первая российская «Азбука». Созданный в начале XVII в. Печатный двор в Москве постепенно расширяет свою деятельность: с 1634 года издается и многократно переиздается «Букварь» Вас.Бурцева (стоил 1 копейку), его тиражи достигают 2400 экз.

Появление первых форм повышенного образования. На территории Речи Посполитой действовали католические академии (Вильно, Полоцк). Киевская братская школа, под руководством Петра Могилы в 1632 г. преобразовывается в первое восточнославянское высшее учебное заведение – Киевскую академию. Польские короли отказались ее признать; права и титул академия получила лишь при Петре I. Киево-Могилянская академия (названная так в честь основателя) дала ряд известных просветителей: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий. В середине XVII в. Епифаний открыл греческую школу в Чудовом монастыре в Москве. Симеон Полоцкий (1629 – 1680) создал в московском Заиконоспасском монастыре греко-латинскую школу, которая затем по его проекту (в 1687 г.) была преобразована в Славяно-греко-латинскую академию. Ее воспитанники и преподаватели – Феофан Прокопович, Стефан Яворский – были опорой Петра в его реформаторской деятельности. В академии преподавались семь свободных искусств, богословие, правосудие. В ней в XVIII в. обучались поэт А.Кантемир, архитектор М.Баженов. Это учебное заведение стало первым вузом М.В.Ломоновова.

2. Социально-экономические преобразования Петра I, повлекшие изменения в сфере образования и воспитания. Новые учебные заведения петровской эпохи

Важнейшие явления духовной жизни России XVIII в. – «.................................» искусства и резкая переориентация духовной жизни общества на западные образцы. Появляются новые виды и жанры искусства. В новом жанре парадного портрета появляется детский портрет.

В своем стремлении обрести как можно больше и быстрее образованных людей самых различных профессий Петр использует три пути:

– отправляет молодежь учиться..............................;

–............................................................из-за рубежа;

– создает множество разнообразных учебных заведений, призванных ускоренными темпами готовить узких профессионалов.

Дворянскую молодежь обязывают служить на государственной службе, а для этого обязательно (под страхом лишения права на венчание) учиться и сдавать государственным чиновникам................................ В армии организованы школы ускоренного обучения необходимым для военного дела навыкам: цифирные, артиллерийские, навигацкие и т.д.

Реформа алфавита (введение гражданского алфавита, созданного по образцу европейских) упростила и ускорила развитие..............................:

«При Петре Великом не одни бояре, и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» – писал М.В.Ломоносов.

Одно из последних великих деяний Петра – подписание указа об открытии в Петербурге Российской …………………………………...

3. Социально-политические и культурные процессы, характерные для «послепетровского» периода XVIII в.

Ø Почти ¾ столетия на русском троне – женщины (................................

.................................................................................................................).

Ø Кульминация русского «просвещенного абсолютизма» – время правления Екатерины:

¨ расширение границ государства,

¨ окончательное «закрепление» крестьян с землей за владельцами (..........................................................................................)

¨ Россия становится полноправным государством на европейской политической арене.

Ø Личность Екатерины II и ее влияние на просвещение в России:

¨ Старательная и способная ученица.

¨ Уважение к русскому языку, национальным обычаям и культуре.

¨ Стремление создать в сознании европейцев образ России как просвещенной страны, а себя как.......................................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: