Формирование и расходование государственного бюджета, сбалансированность бюджета и государственный долг

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона

Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

Доходная часть государственного бюджета показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Источники государственного бюджета: налоги и государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.), которые бывают двух видов - эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег и займы у международных организаций.

Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.

В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности бюджетов, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и использовании бюджета уполномоченные органы должны исходить из минимизации размера дефицита бюджета. Превышение доходов над расходами наз. профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами-дефицитом бюджета. Для покрытия дефицита используется в основном 2 способа: денежная эмиссия, а также внутреннего и внешнего заимствования. Источники финансирования дефицита ФБ: 1)Внутренние: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляющие путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящиеся в государственной собственности; сумма превышения дохода над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств ФБ. 2) Внешние: государственные займы, осуществляющие в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты и займы правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный долг представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами.

Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний долг – долговые обязательства РФ перед иностранными государствами и международными организациями, юридическими лицами в иностранной валюте.

Внутренний долг – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами в национальной валюте.

Государственный внутренний долг состоит:

- из кредитов полученных правительством РФ;

- государственных займов;

- других обязательств гарантированных правительством РФ.

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос. Займам, полученным кредитам, включая начисленные проценты и выданные государством гарантии.

Гашение гос. долга производится за счет доходов государственного бюджета. Когда доходов не достаточно, для погашения гос. долга выпускаются новые гос. займы. Это называется рефинансированием гос. Долга. Гос. долг погашается через казначейство и банки, путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям.

Заимствования, предоставленные иностранными государствами могут оформляться в виде кредитов, заимствования на внутреннем рынке осуществляется посредством векселей, облигаций, казначейских обязательств.

Под управлением гос. долгом понимается совокупность действия государства связанного с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, а также проведением конверсий и консолидации займов.

Способы управления гос. долгом:

1) важную роль в управлении гос. долгом играет вторичный рынок гос. облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются дилером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки;

2) погашение займов, выплата процентов по гос. займам за счет бюджетных средств;

3) в ряде стран управление гос. долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда гос. долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы;

4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.

5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией гос. долга.;

6) способом решения проблемы гос. долга является банкротство, когда государство аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.

7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего гос. долга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: