Новый» протекционизм. Роль торговых союзов, зон свободной торговли

Политика «нового» протекционизма - политика государства, направленная на поддержку национальных производителей и их защиту от иностранной конкуренции; мерами протекционизма являются: введение таможенных пошлин, использование импортных квот и других нетарифных мер ограничения импорта, внутренние меры поддержки национальных производителей

Роль торговых союзов очевидна. Международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. Торговые союзы являются важнейшим элементом международной экономической интеграции.

Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем торговые союзы. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

В эпоху глобализации и таможенного разоружения протекционизм как общее и преобладающее направление внешнеэкономической политики тех или иных стран, казалось бы, ушел в прошлое. Но на самом деле он полностью не исчез, а лишь перешел в другую форму — селективного, или избирательного, протекционизма в отношении отдельных видов и категорий товаров. Средний уровень таможенных пошлин в странах-участницах ВТО и многих других государствах шаг за шагом снижается, но по ряду позиций они сохраняют и даже повышают защитные барьеры.

Показательно, что США, более других ратующие за либерализацию международной торговли, не считают для себя возможным отказаться от селективного протекционизма. Они сохраняют очень высокие пошлины и/или количественные ограничения (квоты) на ряд импортируемых товаров: мясо-молочные продукты, табак, сахар, фруктовые соки, мотоциклы и некоторые другие виды продукции.

Для селективного протекционизма характерно широкое использование нетарифных средств защиты, получивших распространение с начала 30-х годов XX века. В арсенале этих средств — уже упоминавшиеся количественные ограничения, или квоты на ввоз тех или иных товаров, введение жестких требований к качеству, ветеринарных, экологических и других норм, валютный контроль, антидемпинговые процедуры, позволяющие вводить запретительные пошлины, принуждение к «добровольному» ограничению экс-порта, государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными группами товаров и ряд других мер.

В нахождении нетарифных способов затруднить ввоз нежелательной продукции государства демонстрируют чудеса изобретательности. Тем более, что такого рода преграды труднее оценить в стоимостных величинах, сопоставимых со стоимостью импорта, а следовательно, и сложно регулировать на основе международных соглашений.

Самым типичным нетарифным ограничением импорта служит введение государством допустимых контингентов (предельных лимитов, или квот) на ввоз определенных товаров. К подобным мерам страны прибегают в тех случаях, когда в силу международных договоров нет возможности повысить пошлину или ее увеличение оказывается недостаточно действенным.

Установление контингентов сопровождается порой далеко не простыми и прозрачными процедурами выдачи лицензий на ввоз товаров в рамках установленных пределов. При наличии квот объем импорта строго ограничен, что ограждает внутренних производителей от иностранных конкурентов. Но это может иметь последствием более высокие внутренние цены на соответствующие товары, чем те, которые бы сложились при нелимитированном импорте.

Следует остановиться еще на одном инструменте протекционистской политики — антидемпинговых пошлинах, допускаемых договоренностями по линии ГАТТ-ВТО. Демпингом обычно называется практика экспортной экспансии с помощью занижения цен. ГАТТ дает интерпретацию того, что считать «слишком низкими» ценами. Чаще всего за исходную базу для определения наличия демпинга принимается внутренняя цена страны-поставщика.

Можно ориентироваться также на себестоимость данного товара в стране-производителе с добавлением нормальной прибыли, расходов по транспортировке и реализации. США и Европейский Союз выступают главными предъявителями жалоб и претензий к другим странам относительно демпинга. Их партнеры из числа развивающихся государств и стран с переходной экономикой усматривают во многих случаях весьма произвольное толкование того, что считать «слишком низкими» ценами, и обвиняют США и ЕС в злоупотреблении санкционированным ГАТТ правом повышать пошлины в случае демпинга.

К числу крайних запретительных мер, используемых в качестве оружия в международных конфликтах и торговых войнах, относится введение эмбарго — полный запрет на экспорт или импорт определенных товаров, а также торговая блокада или бойкот враждебной страны. В зависимости от остроты конфликта жесткость такого рода санкций варьирует — они могут распространяться на всю торговлю с той или иной страной или лишь на определенную ее часть. Поскольку при этом затрагиваются не все торговые партнеры, а только некоторые из них, санкции представляют типичный случай торговой дискриминации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: