Добровольные» экспортные ограничения

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, "добровольно" лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. "Добровольность", в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.

ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:

1) ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;

2) при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экс порта путем повышения цен на него.

Термин "voluntary export restrictions" (добровольное ограничение экспорта) означает обязательство ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, которое может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Чаще всего на такое добровольное ограничение идут производители или продавцы товаров, которые нарушили законодательство о честной конкуренции стран, в которые осуществлялся экспорт данной продукции. Как правило, этот шаг необходим для того, чтобы предотвратить антидемпинговое обложение поставок.

Впервые такого ограничения добились США от Японии, это произошло в начале 50-х годов прошлого века. В конце 80-х годов такое соглашение было заключено относительно поставок компьютерных чипов по демпинговым ценам. Американо-японская договоренность предусматривала совместный, на межотраслевом уровне, контроль над экспортными ценами чипов, идущих в Соединенные Штаты, и односторонние обязательства японской стороны следить за тем, чтобы цены японского экспорта этого вида продукции в третьи страны (это главным образом европейские страны и страны Юго-Восточной Азии) не опускались ниже так называемой справедливой рыночной цены.

В качестве примера добровольных ограничений экспорта можно привести дело по поставкам российской стали на рынок США.

Комиссия США по международной торговле определила возможность нанесения национальной промышленности Соединенных Штатов ущерба в связи с двукратным увеличением (до 450 тыс. тонн в год) поставок листовой углеродистой стали производства Магнитогорского, Орско-Халиловского, Череповецкого и других металлургических комбинатов (всего 12 производителей). Временная антидемпинговая пошлина на толстый лист Череповецкого комбината была установлена в размере 61,23%, а на продукцию остальных производителей - 185%. Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство внешних экономических связей и торговли России направило в Департамент торговли США проект соглашения, в котором предлагалось добровольно ограничить российский экспорт стали. После согласования отдельных положений соглашение было подписано, а вслед за ним вышло постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1185 "Об урегулировании антидемпинговой процедуры по толстолистовой стали в США". Министерству внешних экономических связей и торговли РФ было поручено осуществлять в период действия соглашения выдачу субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, лицензии на экспорт в Соединенные Штаты разрезанной на мерные длины толстолистовой углеродистой стали. Выдача лицензий на экспорт стали осуществляется в порядке фактического проведения операций по экспорту до суммарного исполнения экспортной квоты.

Практика применения в ходе антидемпингового процесса добровольных экспортных ограничений продолжает активно использоваться. Так, в январе 2000 г. в Вашингтоне было подписано очередное соглашение о приостановке антидемпингового расследования в отношении поставщиков холоднокатаного листа из углеродистой стали из России в США.

Из изложенного следует, что добровольные экспортные ограничения не являются одним из видов антидемпинговых обязательств прежде всего потому, что они принимаются не экспортером демпингового товара, а властями государства-экспортера, но могут использоваться в антидемпинговом процессе для противодействия демпинговому импорту товаров.

Ключевая особенность антидемпинговых обязательств заключается в том, что при принятии иностранным (например, российским) экспортером обязательства расследование на предмет введения антидемпинговых мер может быть завершено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин, т. е. обязательства являются своеобразной альтернативой данному виду пошлин и могут рассматриваться участниками антидемпингового процесса в качестве взаимовыгодного компромисса. Представители отрасли национальной экономики при принятии иностранным экспортером обязательства, безусловно, удовлетворяются таким исходом дела, так как они могут повысить цену на товар, в отношении поставок которого принято упомянутое обязательство. Уполномоченным органам данное решение дает возможность избежать осложнений межгосударственных отношений. Экспортеры также остаются довольны, так как принятие обязательства может стать для них единственным способом остаться на рынке другого государства. Таким образом, антидемпинговые обязательства являются универсальным средством антидемпингового регулирования. При их использовании антидемпинговая проблема получает не одно, а несколько законных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: