Искусство последней трети XIX— начала XX в

Стиль «модерн». Модерн зарождается под знаком неприятия всей послеренессансной арх-ры как новый европейский стиль. Для него, как для всех авангардных течений в ис-ве, характерен нигилизм по отношению к художественной культуре относительно недавнего прошлого.

Стиль «модерн» тесным образом связан с разными социалными факторами:

• обострение общественных противоречий

• техничейский прогресс

• промышленный прогресс

• развитие общественной мысли

• философия

• наука

• культура

Прообраз нового формообразования модерн ищет в природе.

Обращение к природе как к источнику, обусловлено тремя

причинами:

1) Привычный путь использования прошлого для модерна за-

крыт: он ассоциируется с отсутсвием творчества и подража-

тельностью;

2) Обращение к природе - развитие естественных наук;

3) Неоромантическая природа модерна.

Важен не сам факт обращения к природе, а характер и широта этого обращения.

Исследование, познание и использование закономерностей природы (целостность формы и функции), а не заимствование форм - вот принцип определяющий отношение модерна к природе. Модерн не стремится к правдоподобному воссозданию природных форм. Он творит новую форму или конструкцию по образу и подобию природной, выделяя в ней основные конструктивные элементы.

1) отказ от стилевого эклектизма 19 в.

2) стремление к ансамблевой целостности и стилистическому

единству предметно-пространственной среды

3) выработка новых композиционных принципов и приемов

архитектурно-художественной организации

4) найти современный стиль на основе использования воз-

можностей новых материалов, конструкций и учета новых

функциональных требований.

ВИКТОР ОРТА (БЕЛЬГИЯ)

Дом Тассель (1892 – 1893)

В Бельгии первые попытки воплотить в архитектуре принцип нового искусства Ар-Нуво («модерна») принадлежали архитектору Виктору Орта. В поисках нового стиля он ещё в 1886 г. построил три особняка. Его интересовали поиски нового стиля, который являлся бы выражением эпохи. Орта был тем архитектором, который не только впервые на практике применил творческие принципы модерна, но и во многом определил направление поисков архитектурного декора этого стиля. На рубеже 1880-90-х гг. он несколько лет занимался интенсивными поисками нового декора и первый применил упругую извивающуюся линию «удар бича», ставшую затем одним из характерных признаков всего декоративного искусства модерна.

-Исключительный по декоративным качествам интерьер. П-образная группировка помещений. Нетрадиционные железные опоры, которые Орта использует как конструктивный элемент с декоративным решением – побег, завиток. Напоминают отчасти орнаменты рококо. Отражение творческой фантазии архитектора. Завязка декора и конструкции, они не разобщены, взаимосвязаны. Аналогии из мира природы – биоморфные мотивы в решениях интерьера. Кованый орнамент в арках, рисунок пола и др. Характерная пластика декоративного языка – прихотливый изгиб, «удар бича» - стилистическая доминанта.

- стал своеобразным манифестом нового стиля:

• безордерность фасада

• металлические перелеты больших окон эркера, как бы слитого с фасадом

• новое композиционное решение плана и интерьера

• впервые применил «линию удара бича» - образное выражение напряжения металла, дух эпохи

• тонированное дерево

• крашеный в зеленый цвет металл конструкций

• светлая штукатурка стен с зеленым орнаментом

• приглушенные оранжевые орнаментальные лини мозаичного пола

Виктор Орта стремится не только использовать новые для 19 в. строительные материалы - металл и стекло, но и выявляя их органические качества, придать им новую архитектурно-художественную выразительность. Шина являются витражи (в отличие от средневековых более сдержаны по колориту). Открытых пятен цвета вообще избегают в интерьере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: