Для оценки изучаемых явлений, составляющих статистическую совокупность, используют статистические величины – абсолютные числа, относительные и средние величины.
Относительные величины применяют главным образом для характеристики распределения признаков в совокупности, а также для сравнения в ходе анализа разных совокупностей. Наиболее часто используются следующие относительные величины: 1. Интенсивный показатель (абсолютный размер явления * 100, 1000 и т.д. / абс. размер среды, продуцирующей данное явление); 2. Экстенсивный показатель (абс. размер явления * 100/ абс. размер явления в целом); 3. Показатель соотношения (абс. размер явления * 100, 1000 / абс. размер среды, не продуцирующей данное явление); 4. Показатели наглядности (явление *100 / такое же явление (по характеру) из ряда сравниваемых, принятое за 1 из 100).
Интенсивные показатели – это показатели частоты явлений в своей среде, непосредственно продуцирующей данное явление, например показатели рождаемости, смертности, заболеваемости.
|
|
Графическое изображение – служит для наглядного представления статистических величин, позволяют глубже их проанализировать. Могут быть построены как по абсолютным, так и по относительным величинам. Основные виды: 1.Диаграмма; 2.Картограмма; 3.Картодиаграмма.
При построении соблюдать правила:
- Каждое графическое изображение должно иметь название (ставится под изображением).
- Должно строиться по определённому масштабу
- Для каждого графического изображения должны даваться пояснения.
Линейные диаграммы применяют для изображения динамики того или иного явления или процесса. С помощью линейной диаграммы можно изобразить рост населения мира, динамику смертности. Столбиковая диаграмма применяется для изображения динамики и статики.
Картограмма – изображение статистических величин на географич. карте.
2. Основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение.
Статистический, исторический, экономический, экспериментальный.
Статистический: позволяет установить и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определить эффективность деятельности организаций и учреждений здравоохраненияю.
Исторический процесс общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории.
Экспериментальный-изыскание навых, рациональных форм и методов, создание моделей мед.помощи, проверка проектов, создание мед.центров.
Экономический установить влияние экономики на здравоохранение, и наоборот.