Трудно отдать предпочтение той или иной модели (смешанной или чистой) обязательного медицинского страхования, т.к. все субъекты Российской Федерации, находясь в различной экономической ситуации, выбирают ту модель реализации закона, которая, по их мнению, в большей степени соответствует их условиям. Ученые - экономисты и организаторы здравоохранения - наиболее эффективной признают смешанную модель обязательного медицинского страхования, при которой до лечебно-профилактических учреждений доходит почти 99% средств обязательного медицинского страхования, что значительно больше, чем при использовании других моделей.
Такое положение дел объяснятся, прежде всего, тем, что в смешанной модели обязательного медицинского страхования возможна потенциальная конкуренция между страховыми медицинскими организациями и филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Однако Россия и по сей день остается единственной страной, где средства, направленные на финансирование здравоохранение, проходят сначала через фонды, а затем через страховые компании. В развитых странах административный аппарат имеет лишь одно из этих звеньев.
|
|
«Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются:
* средства федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов;
* средства организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности;
* личные средства граждан;
* доходы от ценных бумаг;
* безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
* иные источники, не запрещенные законодательством РФ»1.
При этом нужно отметить, что средства государственной и муниципальной систем здравоохранения практически полностью формируются за счет средств бюджетов различных уровней. За счет этих средств реализуется государственная политика в области охраны здоровья, которая включает в себя:
* разработку и реализацию целевых программ;
* обеспечение профессиональной подготовки кадров;
* финансирование научных исследований;
* развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
* оплату особо дорогостоящих видов лечения;
* финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
* оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф.
Следующий элемент системы обязательного медицинского страхования - страховая медицинская организация, выполняющая следующие основные функции:
* организация и финансирование обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами обязательного медицинского страхования;
|
|
* осуществление контроля за объемом, сроками и качеством оказываемых медицинских услуг.
Средства, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенным страховой медицинской организацией договором, носят целевой характер и используются на оплату медицинских услуг, формирование резерва по оплате медицинских ус-луг и финансированию предупредительных мероприятий, оплату расходов по ведению дела, в том числе на оплату труда работников медицинских страховых организаций по нормативам, установленным территориальным фондом.