Тема 2 денежные поступления предприятий

1.Характеристика и состав денежных поступлений предприятий.

В процессе производственно хозяйственной деятельности предприятие постоянно совершает кругооборот средств. Вложение средств в производство в целях изготовления товара и получения выручки от их продажи характеризует кругооборот средств предприятия.

Д – Т … П … Т – Д' → ∆Д и Д.

Важной стороной деятельности предприятия является обеспечение денежных поступлений, необходимых для возмещения издержек производства и обращения, своевременного выполнения обязательств перед хозяйствующими субъектами, государством, а также формирования доходов и прибыли.

Различают:

Д – Т – входящие денежные потоки;

Т - Д'– выходящие денежные потоки.

Входящие денежные потоки по их источникам можно разделить на:

1. Внутренние (собственные);

2. внешние (заемные).

Средства, поступающие из каких-либо источников на самом предприятии, относятся к внутренним.

Средства, поступившие за счет мобилизации ресурсов на финансовом рынке – внешние.

Структура входящих денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой основы.

Внутренние денежные поступления согласно действующей в Украине практике отчета и отчетности включают:

II. Поступления от обычной деятельности:

1. поступления от операционной деятельности:

а) выручка от реализации продукции;

б) другие операционные доходы:

- реализация иностранной валюты;

- реализация других оборотных активов (кроме финансовых);

- операционная курсовая разница;

- полученные пени, штрафы, неустойки;

- возмещение ранее списанных активов;

- списание кредиторской задолженности;

- субсидии и др.

2. поступления от финансово-инвестиционной деятельности:

а) доходы от участия в капитале:

- инвестиции в ассоциированные компании, предприятия;

- от совместной деятельности;

- инвестиции в дочерние предприятия.

б) финансовые доходы:

- дивиденды полученные;

- проценты полученные;

в) другие финансово-инвестиционные доходы:

- реализация необоротных активов;

- реализация финансовых инвестиций;

- реализация имущественных комплексов;

- неоперационная курсовая разница;

- бесплатно полученные активы.

III. Поступления от чрезвычайной деятельности:

1. возмещение убытков от чрезвычайной деятельности.

Обычная деятельность – какая-либо деятельность предприятия, а также операции, которые ее обеспечивают или возникают вследствие осуществления такой деятельности. Примером обычной деятельности является производство и реализация продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками, с государством, банками, налоговыми организациями и т.д.

К чрезвычайной деятельности относятся операции или события, которые отличаются от обычных и не возникают часто или регулярно.

Обычная деятельность делится на:

- операционная (основная) – это основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются финансовой или инвестиционной;

Основная деятельность – это операции, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг, которые определены целью создания предприятия и обеспечивают основную часть его дохода.

- инвестиционная – деятельность, связанная с приобретением и реализацией необоротных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств.

- Финансовая – деятельность, которая приводит к изменению размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.

2. Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) и ее планирование.

Предприятие процесс производства завершает доведением продукции до потребителя. Реализация продукции (Т - Д') представляет собой заключительную стадию кругооборота средств предприятия и является его важнейшим показателем.

Для предприятия-производителя реализация продукции свидетельствует, что она по своим потребительским свойствам, качеству и ассортименту отвечает потребительскому спросу и удовлетворяет потребности покупателя.

На практике может использоваться 2 варианта определения реализации продукции:

1. продукция отгружена или отпущена потребителю, т.е. произошла передача права собственности.

2. поступили средства за реализованную продукцию на счет поставщика.

В настоящее время моментом реализации продукции считается то событие, которое произошло раньше.

Размер выручки от реализации при прочих равных условиях зависит:

1. от количества и ассортимента выпускаемой продукции;

2. уровня реализационных цен;

На выручку от реализации цены оказывают прямое влияние. В свою очередь на уровень цен влияет качество, количество, потребительские свойства, сроки реализации продукции, спрос и предложение на рынке.

В условиях рынка существуют свободные, фиксированные и регулируемые цены.

Фиксированные цены – устанавливаются административно государством на услуги первой необходимости и на монопольно производимые услуги.

Регулируемые – устанавливаются на товары первой необходимости путем регулирования уровня рентабельности.

На все остальные товары используются свободные цены, т.е. цены, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения или по договоренности сторон.

При установлении свободных цен за основу берется себестоимость и прибыль, т.е. планируемая рентабельность. Затем к цене добавляется НДС и акцизный сбор.

Ц1 = С + П, где Ц1 - цена производителя.

Ц2 = С + П + НДС, Ц2 – оптовая цена с НДС.

Ц3 = С + П + НДС + А, Ц3 – оптовая цена с НДС и акцизом.

Продукция в зависимости от того, кому реализуется имеет цены, которые могут быть оптовые или розничные.

Отгрузка и отпуск продукции производится посредникам оптом или партиями по оптовым ценам.

Посредники реализуют эту продукцию розничным торговым организациям по ценам, включающим сбытовые наценки.

Ц4 = С + П + А + НДС + СН.

Непосредственно потребителю розничные торговые организации продают товары по розничным ценам.

Ц5 = С + П + А + НДС + СН + ТН, Ц5 – розничная цена.

Планирование выручки

Выручка от реализации может быть рассчитана по формуле:

Врп = Онг + ТП – Окг (в оптовых ценах).

Товарная продукция берется в смете затрат на производство.

Остатки на начало года берутся по фактическим данным бухучета. Однако в бух. отчетности показываются по себестоимости.

Для определения остатков на начала года в оптовых ценах используется коэффициент пересчета, показывающий соотношение цены и себестоимости, т.е во сколько раз оптовая цена больше себестоимости продукции.

Онг опт = Онг с-ть * Кпер,

Кпер = ТП 4кв. отч года в опт ценах / ТП 4 кв. отч года по с-ти

Остатки на конец года в оптовых ценах рассчитываются исходя из норматива по готовой продукции.

Норматив: Н = Р * Д;

Окг = ТП 4 кв. пл. года в опт ценах * Д / 90

Д – время, необходимое для накопления продукции до партии отгрузки, время на упаковку, маркировку и отгрузку.

Помимо этого метода на практике может использоваться метод прямого счета, основанный на заказах покупателей, т.е. портфеля договоров. При этом методе выручка рассчитывается путем умножения количества каждого вида продукции на цену и ее суммирование.

Врп = ΣКi * Цi.

3. Расходы предприятия.

I. Обычная деятельность.

1. Операционная деятельность:

а) себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг;

б) административные расходы;

в) расходы на сбыт;

г) другие операционные расходы:

- расходы на исследования и разработки;

- себестоимость реализованной иностранной валюты;

- себестоимость реализованных производственных запасов;

- расходы от операционной курсовой разницы;

- операционная аренда активов;

- уплаченные пени, штрафы;

- расходы от обесценения запасов;

- недостачи и расходы от порчи ценностей;

- сомнительные и безнадежные долги.

2. финансово-инвестиционная деятельность:

а) расходы от участия в капитале:

- расходы по инвестициям в ассоциированные компании;

- расходы по совместной деятельности;

- расходы по инвестициям в дочерние предприятия;

б) финансовые расходы:

- проценты за кредит;

- выплаченные дивиденды;

в) другие расходы:

- себестоимость реализованных необоротных активов;

- себестоимость реализованных финансовых инвестиций;

- себестоимость реализованных имущественных комплексов;

- расходы по неоперационной курсовой разнице;

- уценка необоротных активов и финансовых инвестиций;

- списание необоротных активов.

II. Расходы по чрезвычайной деятельности.

1. расходы по стихийным бедствиям.

2. расходы по техногенным авариям.

Административные расходы:

1. расходы по содержанию административно-хозяйственного персонала (оплата труда, соц. и пенсионное страхование, доп. выплаты, подготовка и переподготовка).

2. затраты на содержание основных средств общехозяйственного назначения (аренда, налоги, страхование имущества, ремонт, коммунальные услуги, охрана).

3. гонорары за профессиональные услуги, юридические, аудиторские, по оценке имущества, медицинские и др.

4. затраты на связь – почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс.

5. амортизация нематериальных активов общехозяйственного назначения.

6. расходы на проведение годовых собраний.

7. вознаграждения директорам.

8. представительские расходы.

9. другие расходы общехозяйственного назначения.

Расходы на сбыт:

1. расходы на упаковку и ремонт тары.

2. оплата труда и комиссионные продавцам, торговым агентам, работникам отдела сбыта и складов.

3. затраты на рекламу и исследование рынка.

4. расходы на командировки.

5. оплата услуг сбытовых, посреднических и внешнеэкономических организаций.

6. аренда, налоги, страховка, амортизация, ремонт и содержание основных средств, связанных со сбытом.

7. фрахт и другие выплаты, связанные с транспортировкой продукции.

Планирование расходов предприятия

Себестоимость реализованной продукции:

РПс-ть = Онг с-ть + ТПс-ть – Окг с-ть,

ТПс-ть – берем в смете затрат на производство.

Онг с-ть – берем по данным бухучета.

Окг с-ть – планируем в размере норматива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: