1.Характеристика и состав денежных поступлений предприятий.
В процессе производственно хозяйственной деятельности предприятие постоянно совершает кругооборот средств. Вложение средств в производство в целях изготовления товара и получения выручки от их продажи характеризует кругооборот средств предприятия.
Д – Т … П … Т – Д' → ∆Д и Д.
Важной стороной деятельности предприятия является обеспечение денежных поступлений, необходимых для возмещения издержек производства и обращения, своевременного выполнения обязательств перед хозяйствующими субъектами, государством, а также формирования доходов и прибыли.
Различают:
Д – Т – входящие денежные потоки;
Т - Д'– выходящие денежные потоки.
Входящие денежные потоки по их источникам можно разделить на:
1. Внутренние (собственные);
2. внешние (заемные).
Средства, поступающие из каких-либо источников на самом предприятии, относятся к внутренним.
Средства, поступившие за счет мобилизации ресурсов на финансовом рынке – внешние.
Структура входящих денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой основы.
Внутренние денежные поступления согласно действующей в Украине практике отчета и отчетности включают:
II. Поступления от обычной деятельности:
1. поступления от операционной деятельности:
а) выручка от реализации продукции;
б) другие операционные доходы:
- реализация иностранной валюты;
- реализация других оборотных активов (кроме финансовых);
- операционная курсовая разница;
- полученные пени, штрафы, неустойки;
- возмещение ранее списанных активов;
- списание кредиторской задолженности;
- субсидии и др.
2. поступления от финансово-инвестиционной деятельности:
а) доходы от участия в капитале:
- инвестиции в ассоциированные компании, предприятия;
- от совместной деятельности;
- инвестиции в дочерние предприятия.
б) финансовые доходы:
- дивиденды полученные;
- проценты полученные;
в) другие финансово-инвестиционные доходы:
- реализация необоротных активов;
- реализация финансовых инвестиций;
- реализация имущественных комплексов;
- неоперационная курсовая разница;
- бесплатно полученные активы.
III. Поступления от чрезвычайной деятельности:
1. возмещение убытков от чрезвычайной деятельности.
Обычная деятельность – какая-либо деятельность предприятия, а также операции, которые ее обеспечивают или возникают вследствие осуществления такой деятельности. Примером обычной деятельности является производство и реализация продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками, с государством, банками, налоговыми организациями и т.д.
К чрезвычайной деятельности относятся операции или события, которые отличаются от обычных и не возникают часто или регулярно.
Обычная деятельность делится на:
- операционная (основная) – это основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются финансовой или инвестиционной;
Основная деятельность – это операции, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг, которые определены целью создания предприятия и обеспечивают основную часть его дохода.
- инвестиционная – деятельность, связанная с приобретением и реализацией необоротных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств.
- Финансовая – деятельность, которая приводит к изменению размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.
2. Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) и ее планирование.
Предприятие процесс производства завершает доведением продукции до потребителя. Реализация продукции (Т - Д') представляет собой заключительную стадию кругооборота средств предприятия и является его важнейшим показателем.
Для предприятия-производителя реализация продукции свидетельствует, что она по своим потребительским свойствам, качеству и ассортименту отвечает потребительскому спросу и удовлетворяет потребности покупателя.
На практике может использоваться 2 варианта определения реализации продукции:
1. продукция отгружена или отпущена потребителю, т.е. произошла передача права собственности.
2. поступили средства за реализованную продукцию на счет поставщика.
В настоящее время моментом реализации продукции считается то событие, которое произошло раньше.
Размер выручки от реализации при прочих равных условиях зависит:
1. от количества и ассортимента выпускаемой продукции;
2. уровня реализационных цен;
На выручку от реализации цены оказывают прямое влияние. В свою очередь на уровень цен влияет качество, количество, потребительские свойства, сроки реализации продукции, спрос и предложение на рынке.
В условиях рынка существуют свободные, фиксированные и регулируемые цены.
Фиксированные цены – устанавливаются административно государством на услуги первой необходимости и на монопольно производимые услуги.
Регулируемые – устанавливаются на товары первой необходимости путем регулирования уровня рентабельности.
На все остальные товары используются свободные цены, т.е. цены, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения или по договоренности сторон.
При установлении свободных цен за основу берется себестоимость и прибыль, т.е. планируемая рентабельность. Затем к цене добавляется НДС и акцизный сбор.
Ц1 = С + П, где Ц1 - цена производителя.
Ц2 = С + П + НДС, Ц2 – оптовая цена с НДС.
Ц3 = С + П + НДС + А, Ц3 – оптовая цена с НДС и акцизом.
Продукция в зависимости от того, кому реализуется имеет цены, которые могут быть оптовые или розничные.
Отгрузка и отпуск продукции производится посредникам оптом или партиями по оптовым ценам.
Посредники реализуют эту продукцию розничным торговым организациям по ценам, включающим сбытовые наценки.
Ц4 = С + П + А + НДС + СН.
Непосредственно потребителю розничные торговые организации продают товары по розничным ценам.
Ц5 = С + П + А + НДС + СН + ТН, Ц5 – розничная цена.
Планирование выручки
Выручка от реализации может быть рассчитана по формуле:
Врп = Онг + ТП – Окг (в оптовых ценах).
Товарная продукция берется в смете затрат на производство.
Остатки на начало года берутся по фактическим данным бухучета. Однако в бух. отчетности показываются по себестоимости.
Для определения остатков на начала года в оптовых ценах используется коэффициент пересчета, показывающий соотношение цены и себестоимости, т.е во сколько раз оптовая цена больше себестоимости продукции.
Онг опт = Онг с-ть * Кпер,
Кпер = ТП 4кв. отч года в опт ценах / ТП 4 кв. отч года по с-ти
Остатки на конец года в оптовых ценах рассчитываются исходя из норматива по готовой продукции.
Норматив: Н = Р * Д;
Окг = ТП 4 кв. пл. года в опт ценах * Д / 90
Д – время, необходимое для накопления продукции до партии отгрузки, время на упаковку, маркировку и отгрузку.
Помимо этого метода на практике может использоваться метод прямого счета, основанный на заказах покупателей, т.е. портфеля договоров. При этом методе выручка рассчитывается путем умножения количества каждого вида продукции на цену и ее суммирование.
Врп = ΣКi * Цi.
3. Расходы предприятия.
I. Обычная деятельность.
1. Операционная деятельность:
а) себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг;
б) административные расходы;
в) расходы на сбыт;
г) другие операционные расходы:
- расходы на исследования и разработки;
- себестоимость реализованной иностранной валюты;
- себестоимость реализованных производственных запасов;
- расходы от операционной курсовой разницы;
- операционная аренда активов;
- уплаченные пени, штрафы;
- расходы от обесценения запасов;
- недостачи и расходы от порчи ценностей;
- сомнительные и безнадежные долги.
2. финансово-инвестиционная деятельность:
а) расходы от участия в капитале:
- расходы по инвестициям в ассоциированные компании;
- расходы по совместной деятельности;
- расходы по инвестициям в дочерние предприятия;
б) финансовые расходы:
- проценты за кредит;
- выплаченные дивиденды;
в) другие расходы:
- себестоимость реализованных необоротных активов;
- себестоимость реализованных финансовых инвестиций;
- себестоимость реализованных имущественных комплексов;
- расходы по неоперационной курсовой разнице;
- уценка необоротных активов и финансовых инвестиций;
- списание необоротных активов.
II. Расходы по чрезвычайной деятельности.
1. расходы по стихийным бедствиям.
2. расходы по техногенным авариям.
Административные расходы:
1. расходы по содержанию административно-хозяйственного персонала (оплата труда, соц. и пенсионное страхование, доп. выплаты, подготовка и переподготовка).
2. затраты на содержание основных средств общехозяйственного назначения (аренда, налоги, страхование имущества, ремонт, коммунальные услуги, охрана).
3. гонорары за профессиональные услуги, юридические, аудиторские, по оценке имущества, медицинские и др.
4. затраты на связь – почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс.
5. амортизация нематериальных активов общехозяйственного назначения.
6. расходы на проведение годовых собраний.
7. вознаграждения директорам.
8. представительские расходы.
9. другие расходы общехозяйственного назначения.
Расходы на сбыт:
1. расходы на упаковку и ремонт тары.
2. оплата труда и комиссионные продавцам, торговым агентам, работникам отдела сбыта и складов.
3. затраты на рекламу и исследование рынка.
4. расходы на командировки.
5. оплата услуг сбытовых, посреднических и внешнеэкономических организаций.
6. аренда, налоги, страховка, амортизация, ремонт и содержание основных средств, связанных со сбытом.
7. фрахт и другие выплаты, связанные с транспортировкой продукции.
Планирование расходов предприятия
Себестоимость реализованной продукции:
РПс-ть = Онг с-ть + ТПс-ть – Окг с-ть,
ТПс-ть – берем в смете затрат на производство.
Онг с-ть – берем по данным бухучета.
Окг с-ть – планируем в размере норматива.