Основания приобретения и прекращения

Понятие «граж­данин» появляется в период буржуазных революций для обозначения лиц, уполномоченных осуществлять народный суверенитет и быть лояльными по отношению к своему государству.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О граж­данстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Феде­рацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство как конституционно-правовой институт представляет совокупность конституционных и иных норм, регулирующих принципы гражданства, основания и порядок его приобретения и утраты. Этот институт составляют нормы Конституции РФ, Федеральный закон «О гражданстве Рос­сийской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

Содержание гражданства характеризуется его прин­ципами, которые не могут ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языко­вой или религиозной принадлежности.

Принципом гражданства является устойчивость. Этот принцип существенно отличает российское граждан­ство от тех специфических правовых связей, в которых на­ходятся иностранцы и лица без гражданства с государством своего местопребывания. Устойчивость гражданства про­является в пространстве и во времени.

Устойчивость в пространстве состоит в том, что связь гражданина с Российским государством действует не толь­ко на территории Российской Федерации, но и при вы­езде за границу. Ряд прав, свобод и обязанностей, входя­щих в содержание гражданства, продолжают действовать и за пределами территории России. Таким образом, устой­чивость гражданства в пространстве предполагает подчи­нение гражданина России юрисдикции своего государства в течение всего пребывания за границей.

Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности. Современные государства отказались от признания гражданства нерасторжимой связью. Непре­рывность гражданства означает сохранение гражданства с момента его приобретения до момента утраты в соответ­ствии с условиями, определенными законодательством. Непрерывность гражданства позволяет определить его как длящееся правовое состояние. Гражданство не может само но себе время от времени исчезать и затем возобновлять­ся, оно неизменно. Вместе с тем содержание гражданства, выражающееся в составляющих его правах, свободах и обя­занностях, изменяется в соответствии с меняющимся зако­нодательством.

Принцип равного гражданства. Российское граж­данство является равным для всех независимо от основа­ния и времени его приобретения. Равный правовой статус имеют все граждане, ставшие ими как по рождению, так и получившие гражданство в результате решения компе­тентных органов. Иначе говоря, Российская Федерация провозглашает полное равноправие во всех областях жизни так называемых натурализованных граждан с гражданами по рождению.

Российская Федерация — единое государство. По­этому в нашей стране установлено единое гражданство. Принцип единого гражданства выражается в общности принципов российского гражданства на территории всех субъектов РФ. Конституция РФ не упоминает гражданство республик. Однако поскольку в Конституции РФ нет пря­мого запрета на провозглашение гражданства за республи­ками, отдельные из них закрепили наличие собственного гражданства. Спорность определения гражданства отдель­ных субъектов РФ вытекает из Федеративного договора и ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъек­ты РФ равноправны.

Принцип запрета на лишение гражданина Российской Федерации гражданства Российской Федерации.

До 22 ноября 1991 г. действовавшая Конституция и за­конодательство о гражданстве допускали возможность ли­шения российского гражданства Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР и принудительной высылки бывшего гражданина СССР за границу. Эта норма законодатель­ства применялась в отношении инакомыслящих граждан. Так, 28 октября 1921 г. был принят Декрет СНК РСФСР «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей. Согласно декрету советского гражданства были лишены: лица, добровольно служившие в армиях, сражавшихся против советской власти, или уча­ствовавшие в какой бы то ни было форме в контрреволю­ционных организациях; лица, выехавшие после 7 ноября 1917 г. за границу самостоятельно, без разрешения совет­ской власти и т.п. Декларация прав и свобод человека и гражданина, при­нятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., в ст. 5 впервые закрепила, что гражданин Российской Фе­дерации не может быть лишен гражданства Российской Фе­дерации или выслан за ее пределы. Это гуманное положение вытекает из признания естественных, неотчуждаемых прав личности, к числу которых относится и гражданство Россий­ской Федерации, приобретаемое в силу рождения от граждан России по праву «принципа крови». Поэтому и государство не вправе лишить гражданства Российской Федерации или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ).

Выход из российского гражданства возможен только на добровольной основе.

Принцип запрета на высылку гражданина Российской Федерации за пределы России или выдачу иностранному государству. Выдача занимает особое место в ряду видов международной правовой помощи, так как с ней связано значительное ограничение личной свободы, которому под­вергается выдаваемое лицо. Запрет на выдачу иностранному государству российского гражданина имеет абсолютный характер и оговаривается Россией во всех ее международ­ных договорах.

Что касается иностранных граждан и лиц без граждан­ства, то из их числа Конституция РФ запрещает выдавать тех, кто получил в России политическое убежище.

Принцип поощрения приобретения гражданства Рос­сийской Федерации лицами без гражданства, проживающи­ми на территории России.

Принцип защиты и покровительства гражданам Рос­сийской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находя­щиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федера­ции была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральны­ми законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пре­бывания граждан Российской Федерации, а также возмож­ность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Принцип запрета автоматического изменения россий­ского гражданства при заключении или расторжении брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не име­ющим гражданства Российской Федерации.

Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расто­ржение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочерен­ных) супругами детей.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Феде­рации» упоминает статус двойного гражданства.

Двойное гражданство – это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает граждан­ством более чем одного государства. В силу широкого рас­пространения миграционных процессов, территориальных изменений двойное гражданство представляет собой весьма часто встречающееся в международной практике явление, которое существует объективно, независимо от отношения к нему того или иного государства. Многие государства вполне правомерно закрепляют в своем законодательстве принцип непризнания двойного гражданства.

Наиболее распространенными причинами возникно­вения двойного гражданства является расхождение зако­нодательства государств о порядке приобретения и утра­ты гражданства. Двойное гражданство может возникнуть в силу коллизии права крови и права почвы. Так, ребенок, родившийся у родителей-иностранцев на территории го­сударства, где законодательство построено на праве почвы, помимо приобретения гражданства родителей по праву кро­ви получает и гражданство того государства, на территории которого он родился. Право почвы не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если отечественное за­конодательство не лишает ее гражданства после вступле­ния в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство мужа.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Феде­рации» предусматривает, что гражданин Российской Феде­рации, имеющий также иное гражданство, рассматривает­ся Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: