double arrow

Законодательные органы власти: понятие, основные функции и виды

Законодательные органы государственной власти – высшие государственные органы, осуществляющие власть путем издания законов- нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой, для регулирования наиболее важных и общих вопросов жизни обществаЗаконодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важ­ной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые ис­полнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
При демократическом государственном старое высшим представи­тельным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
В Великобритании, Индии, Канаде, Финляндии, Японии орган именуется парла­ментом. В остальных странах называется иначе, например, сейм - в Польше, фолькетинг - в Дании, альтинг - в Исландии, конгресс - в Соединенных Штатах Америки.
^ Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную струк­туру.
В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми зако­нодательными полномочиями. В США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет и Национальный совет, в Ин­дии - Народная палата и Совет штатов. В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя пала­та - Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство зе­мель, может лишь затормозить принятие закона, опро­тестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах - стрем­лением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдер­живается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (на­пример, Палата общин и Палата лордов в Англии). Двухпалатная структура парламента получила значительное рас­пространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преиму­ществам:* возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) особое представи­тельство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности оптимизировать законодательный процесс, устано­вив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно про­думанным законодательным решениям одной палаты.

Но, отсюда, большая численность чле­нов парламента и сотрудников его аппарата, большая дороговизна его работы и замедление процесса принятия решений. Однопалатные парламенты существуют главным образом в стра­нах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий обра­зуют комиссии и комитеты (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Наиболее распространенной комиссией яв­ляется согласительная, ее задача - выработка согласованных реше­ний палат.
Основное назначение комиссий состоит в предварительном рас­смотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппара­том государственного управления. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансо­вую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны стра­ны.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотвор­чества (издает законы самостоятельно или совместно с главой госу­дарства. Он вправе устанавливать налоги, принимать государствен­ный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент). Наряду с непосредственным законотворчеством парламент облада­ет верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества. Парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентских респуб­ликах. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков; участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы прави­тельства и кабинета и таким образом оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран глава правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех госу­дарств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правитель­ства, который затем представляет для утверждения в парламент кан­дидатов в члены правительства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: