Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
1. Юридически организационный и экономически определенный характер.
2. Наличие собственной структуры.
3. Имеет государственно-властные полномочия.
4. Государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства.
5. Наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме.
|
|
6. Выполнение строго определенных государственных функций и задач.
7. Обладание правом на издание юридических актов.
8. Наличие нужных материальных средств.
9. Реализация деятельности на базе нормативных правовых актов.
10. Близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
- от порядка их формирования;
- объема выполняемых полномочий;
- широты компетенции;
- характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);
- числа государственных гражданских служащих;
- времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
- на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
- производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
- высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
- центральные, в частности министерства;
- местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
- органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
- органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:
- коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
|
|
- единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
- контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования:
- постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;
- временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.