О поступательном движении в философском понимании реального бытия

[...] Никто не сможет приказать человечеству: только до сих пор, но не дальше! Как только мы достигнем наи­высшей ступени, какую только мы можем сейчас опреде­лить, в общественной форме, мы увидим новое поле воплощения заново осмысленной идеи свободы. И хотя это воплощение будет происходить согласно формам, имеющим место в ныне осмысленном звене истории, оно все-таки будет развиваться в совершенно иной области. Здесь, в истории, дело обстоит так же, как в изящных искусствах. Искусство в своей сущности представляет различные ступени овладения со стороны творческого духа мертвым материалом; согласно этим ступеням, ис­кусство распадается на архитектуру, скульптуру, жи­вопись, музыку и поэзию. Разве верно, что для искусства пробьет последний час, когда наступит эпоха воплоще­ния поэзии в действительность? Нет, все ее ступени со­храняются, и возникают ее новые области — это эпос, лирика и драма. Когда в истории искусств наступает эпо­ха драмы, то это опять-таки не значит, что пробил последний час поэзии, ибо в самой драме образуются ответвления, соответствующие лирике, эпосу и драме и т. д. до бесконечности. То же самое происходит и с раз­витием общественных форм. Если мы пройдем через всю цепь следующих друг за другом общественных форм и дойдем до последней, то мы не сможем утверждать, что вместе с ней кончается и человечество; мы скажем, что последняя общественная организация будет вырабаты­вать все более совершенные по сравнению с уже возник­шими формы. Последняя так возникшая общественная форма снова будет по тем же самым законам далее


прогрессировать, и так без конца. Все эти формы можно будет определить; с научной точки зрения можно выво­дить бесконечный ряд общественных форм, сменяющих друг друга, и продолжать его так далеко, как только кто хочет (стр. 241, 247-248).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: